Антонина Акимова
Ознакомление детей с живой и неживой природой. Конспект занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление детей с живой и неживой природой»
Возраст 6-7 лет
Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.
Программное содержание. Знакомить детей с законами неживой природы, учить сравнивать происходящие явления, устанавливать простейшие связи между ними. Дать детям представления о том, что воздух - условие жизни растений и животных, живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха: есть везде (в земле, в комнате, на улице, воздух вокруг нас, невидим, прозрачен, может двигаться (ветер, перемещать другие предметы. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.
Публикация «Ознакомление детей с живой и неживой природой, Конспект занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Материал: наборное полотно, 2 фланелеграфа, картинки с живой и неживой природой, 2 пустых стакана, 2 стакана с водой, 1 кубик, комок земли, кирпичик, салфетка, аквариум с водой, полиэтиленовые пакеты с кубиками на каждого ребенка, по 1 полоске бумаги, парашют с кубиком, картинки: ветреная мельница, облако, парус, бумажный змей, парашютист.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Вопросы
1. Какое сейчас время года?
2. Какие времена года ещё знаете?
А теперь, ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы на прогулке (кто летом, осенью, весной, (дети закрывают глаза и представляют).
Что вы видели? Ответы.
Как мы все это назовем? (Природа).
Вот про природу мы с вами будем говорить.
(Дети садятся)
II. На наборном полотне вперемешку картинки с живой и неживой природой.
Воспитатель. Дети, мы с вами знаем, что природа делится на живую и неживую. Вот у меня перепуталась живая природа с неживой. Давайте мы их разложим. На первый фланелеграф ставим картинки с живой, на другой – с неживой природой.
Игра «Живая, неживая природа».
Воспитатель. Теперь, скажите, почему это все отнесли к живой природе? Ответы детей.
А почему это к неживой? Ответы детей.
(Дети делают вывод)
Воспитатель. А дом, стол, шкаф – это природа?
Ответы детей.
Почему не природа?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, то, что растет, дышит, питается – это живая природа. А то, что не растет, не дышит, не создано человеком – это неживая природа. А небо, тучи, солнце, камень и т. д. мы все это видим?
Ответы детей :
А теперь вдохните носом глубоко и выдохните. Мы что – нибудь увидели? А что это, послушайте что – то невидимое, но всем знакомое:
Через нос проходит груз
и обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Дети, а воздух есть везде? Ну например в человеке?
Ответы детей :
Основная часть
III. Опыт с соломкой.
(Дети рассуждают, почему на поверхности воды образовались пузыри)
Воспитатель. Значит, во мне есть воздух. А теперь вы подуйте в ладошки. Что вы видели? А что ощутили? Значит в вас тоже есть воздух.
Воспитатель. Ребята, в человеке есть воздух, так – же есть и в остальных существах. Мы живые, дышим, растем, а есть ли воздух в неживых предметах? В земле, в снегу, в камнях?
IV. Опыт с землей, с кирпичиком. (Делают дети)
Показать детям 2 стакана. В одном из них кубик.
Воспитатель. Дети, что в стаканах? Ответы детей.
Это не так, в стакане что-то есть, просто мы не можем увидеть.
У вас на столах пакеты, возьмите в руки и скажите, что в них? (В пакетах кубики).
Воспитатель. Вытащите кубики и скажите что осталось в пакетах?
Ответы детей.
Залезьте руками в пакеты, что там?
Ребята, давайте проверим, может что – нибудь и осталось.
V. Опыт с пакетами.
(Дети скручивают пакеты со стороны отверстия).
Сами доказывают, что в пакете остался воздух, значит и в пустом стакане он есть, но мы сейчас тоже проверим. Хотя мы его не видим, но обнаружить можем и кое – что о нем узнаем.
VI. Опыт.
Стакан с салфеткой на дне опускается в аквариум с водой.
Сделали заключение, почему салфетка в стакане не намочилась.
Воспитатель. Давайте, ребята, салфетку опустим в воду, будет ли она мокрая или нет?
Дети делают выводы, почему сразу салфетка намокла.
Воспитатель. Дети, мы увидели где – нибудь воздух? Могли потрогать руками? (Ответы).
Значит воздух – невидимый, прозрачный.
VII. Опыт с полоской.
Дети дуют на неё, она отклоняется.
Воспитатель. Почему полоска шевелится? А воздух может двигаться? Ответы.
Ребята, воздух перемещается из одного места на другое и образует ветер. А ветер что двигает?
Показать согнутое дерево.
Дети – качает деревья.
Давайте покажем, как ветер дует и качает деревья.
Физкультминутка «ветер дует нам в лицо».
Воспитатель. А что может ещё двигать ветер?
Ответы детей. (показать картинки с ветряной мельницей. змей). Показать детям картинку с парашютистом.
Вопросы:
Для чего нужен парашют?
С парашютом удобно спускаться?
С ним быстро или плавно спускается парашютист?
А почему медленно?
VIII. Опыт с парашютом и с кубиком.
Ребенок встает на стул и опускает кубик. Затем опускает парашют с кубиком.
Дети делают выводы, почему кубик упал быстро и с шумом. А с парашютистом плавно и тихо.
VIIII. Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, чем мы дышим? Каким воздухом мы должны дышать, чтобы были здоровыми?
А что нужно делать, чтобы в комнате был чистый воздух? И на улице.
Ответы детей.
Дыхательная гимнастика.
После разминки выполняются дыхательные упражнения.
1. «К нам залетел теплый ветерок».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».
2. «На нас подул холодный зимний ветер».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».
3. «К нам в окно влетела пчела».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».
4. «Щенок хочет с нами поиграть».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».
Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.