Елена Стрельцова
Оздоровительные игры в образовательном процессе. Дыхательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
"Оздоровительные игры в образовательном процессе.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Для детей с речевой паталогией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания, памяти; снижена работоспособность; так же они страдают различными хроническими заболеваниями. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастет.
Публикация «Оздоровительные игры в образовательном процессе, Дыхательная гимнастика» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Поэтому первоочередной задачей в развитии и обучении детей дошкольного возраста, выделяется задача «сохранения здоровья детей и формирование у них привычки к здоровому образу жизни».
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих технологий. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Применение в моей работе здоровьесберегающех технологий помогает организовать образовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии.
Применяемые мной упражнения способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счёт, понятия «правая-левая рука», названия пальцев, содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей.
Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на дыхательной гимнастике.
Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Требования к выполнению дыхательных упражнений : выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Давайте сейчас попробуем вместе выполнить несколько дыхательных упражнений :
1.«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
2.«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
3.«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
4. «Ловим комара» - направляя звук «з – з – з – з» в разные стороны и хлопай руками в местах, где может быть комар. (4-5 раз).
5. «Косарь» - повторяй движения косаря, занося то влево, то впрапво воображаемую косу со звуком «ж – у – х». (4 – 5 раз).
6. «Трубач» - воображаемую трубу поднеси к губам и, нажимая на клавиши, произнеси звуки «ту – ту – ту». (5 – 8 раз).
7. «Насос» - резко наклоняйся 2 – 3 раза вправо, скользя по ноге руками, и произноси звук «с – с – с – с». Затем наклоняйся влево. Повтори упражнение 6 – 8 раз в каждую сторону.
8. «Шар» - набираем воздух, ладони складываем перед собой надуваем шар, произнося звук «Ш», затем сдуваем шар, произнося звук «С».
Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях подобрано разное оборудование : «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.
Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку».
Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки».
Свою работу я люблю и считаю очень нужной. Нужной, прежде всего детям. Поэтому я чувствую ответственность за развитие детей и стараюсь помочь им во взаимодействии друг с другом и окружающими. Здоровье так же «заразительно», как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная забота о здоровье детей, может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.