Титкова Анастасия Петровна
Консультация для родителей «Овладение звуковым анализом»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Овладение звуковым анализом»
Разложение слова на составляющие его фонемы (звуки) представляет собой сложную психическую деятельность.
1. Сначала детям предлагают выделить на слух определенный звук из ряда других звуков (начинать с гласных звуков).
Например: хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]: [а, у, и, э, а, и, а, а, э, у, а].
Знакомя детей со звуками [а, у, и, э, о, ы] учитель-логопед вводит термин «гласный звук» -его можно пропеть и протянуть. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
2. Одновременно мы учим детей выделять первый звук в слове, а также место звука в слове (начало слова).
Например: В слове аист - первый звук [а].
В слове аист звук [а] находится в начале слова.
3. Детям предлагает такое задание:
- Послушай и скажи, сколько звуков я назвала - ИА. (Два)
- Назови первый звук.
- Первый звук [и].
- Назови второй звук.
- Второй звук [а].
(ИА, УИ, ЭУА, ИИУ и т. д.)
4. Знакомя детей с согласными звуками[н, м, п, т, к] - мы предлагаем назвать последний звук в слове, а также определить место звука в слове (конец слова).
Например: В слове мост последний звук [т].
В слове мост звук [т] находится в конце слова.
5. Попутно вводится понятие «согласные звуки». Согласные звуки нельзя пропеть и протянуть. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Согласные звуки бывают глухими (они произносятся без голоса) и звонкими (при, произношении этих звуков горлышко дрожит).
Согласные твёрдые звуки обозначают синим цветом.
Согласные мягкие звуки обозначают зелёным цветом
Детей обучают анализу обратных и прямых слогов.
- Сколько звуков я сказала? AT (Два)
- Назови первый звук.
- Первый звук [а] - он гласный, мы обозначим его красным цветом.
- Назови второй звук.
- Второй звук [т] - он согласный, твердый, глухой. Мы обозначим его синим цветом. (составляется схема слога).
AT (КУ, ПИ и т. д.)
6. Детей учат выделить звук в середине слова.
Например: В слове дом звук [о] находится в середине слова.
Затем можно предложить детям звуковой анализ односложных, двухсложных слов (составить схемы слов).
Например: КОТ
В слове кот три звука. Первый звук [к] - он согласный, твердый, глухой. Мы его обозначим синим цветом, второй звук [о] - он гласный, мы его обозначим красным цветом; третий звук [т] - он согласный, твердый, глухой. Мы его обозначим синим цветом.
В процессе обучения детей делению слов на слоги, мы учим детей звуко- слоговому анализу слов.
Образец выполненной схемы и устного анализа
Слово: Зина - слово
- слог
- звуки
- Я выложил (а) схему слова Зина. В слове Зина два слога. Первый слог – Зи, второй слог - на. В слове Зина первый звук [з’] - он согласный, мягкий, звонкий, мы обозначим его зеленым цветом. Второй звук [и] -он гласный, мы обозначим его красным цветом. Третий звук - [н] - он согласный, твердый, звонкий, мы обозначим его синим цветом. Четвертый звук [а] - он гласный, мы обозначим его крас-ным цветом.
Когда у детей появится устойчивый навык выкладывания и анализа схем, тогда можно давать слова разной конструкции типа: книги, повар, кошка, зонт, кукуруза и т. д.
По мере изучения букв в подготовительной группе в схемы вместо звуков можно подставлять буквы из касс и читать схемы.