Альмира Исхакова
Овладение техникой речи в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение техникой речи в дошкольном возрасте
Речь маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.
Публикация «Овладение техникой речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной, т. е. родители говорили правильно, внятно.
Овладение правильной техникой речи имеет большое значение для человека начиная уже с дошкольного возраста. Необходимость обучения дошкольника, даже не отстающего в речевом развитии, чёткой дикции, правильно поставленному физиологическому и на его основе речевому дыханию и мягкой голосоподаче, а также необходимость развития просодической стороны речи обусловлены множеством причин.
Ясная, чёткая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произношении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечного согласного или целого слога, гласных и согласных звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы» при нормальном изолированном произнесении звуков. Малоподвижные органы артикуляции при отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата мешают чёткому и ясному произнесению как гласных, так и согласных звуков в речевом потоке. При ускоренном темпе речи снижается её отчётливость, внятность, также «проглатываются» окончания слов. Замедленный темп делает речь монотонной, при этом снижается её выразительность.
Таким образом, хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает для ребёнка привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.
Дыхание – существует несколько видов физиологического дыхания, наиболее правильным из них является диафрагмальное дыхание, его используют как основу речевого дыхания. Дышать нужно обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредна, так как часто приводит к заболеваниям всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и лёгкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует лёгкие, благотворно воздействует на кровеносные сосуды головного мозга.
При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха: после короткого вдоха носом следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох.
У детей дошкольного возраста часто отмечаются следующие особенности речевого дыхания:
• поверхностный вдох,
• непродолжительный выдох,
• отсутствие чёткой дифференциации между носовым и ротовым дыханием,
• речь на вдохе,
• неумение распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Всё это отрицательно сказывается на общем звучании речи. В некоторых случаях, когда создаётся повышенная нагрузка на неокрепшую детскую нервную систему (стресс, тяжёлое соматическое заболевание, форсирование речевого и психического развития ребёнка со стороны взрослого) на фоне неправильного речевого дыхания (часто в сочетании с нарушением темпа речи) у ребёнка может возникнуть заикание. Кроме того, воспитание у ребёнка правильного дыхания, в частности выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха, имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом.
Орфоэпия – раздел лингвистики, в котором изучаются правила произношения. Отклонения от общепринятых норм произношения отрицательно влияют на речевое общение, отвлекают от смысла произносимого и мешают его пониманию. Приучать ребёнка к соблюдению общих правил и норм произношения необходимо с ранних лет, и речь взрослого должна служить образцом для подражания.
В ходе работы над техникой речи рекомендуется обращать внимание на:
• выработку правильной осанки ребёнка в процессе речи,
• развитие слухового внимания,
• выработку умения внимательно слушать речь говорящего, а также
• дифференцировать правильную и дефектную речь собеседника.
Таким образом, обучение детей технике речи в дошкольном возрасте будет не только иметь большое значение для формирования их речевой и общей культуры, но также являться важной мерой предупреждения нарушений чтения и письма в школьном возрасте, профилактики нарушений голоса.