Елена Веселова
Познавательный проект «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательный
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, родители детей группы.
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность:
Публикация «Познавательный проект „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
Хлеб занимает почетное и самое главное место на столе и в будни и в праздники. Дети, не зная о труде хлеборобов, его производстве, по-разному относятся к нему. Поэтому важно воспитывать у дошкольников бережное отношение к хлебу, объяснить значимость труда людей, выращивающих хлеб.
Цель:
Формировать у детей знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба.
Задачи:
Расширить знания детей о значении хлеба для человека.
Дать понять, как выращивается хлеб.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, благодарность к людям, вырастившим его.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Экскурсия в хлебный магазин.
Экскурсия на кухню детского сада.
Подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками, загадками о хлебе.
Подбор иллюстраций с репродукциями картин.
Основной этап:
Сбор информации совместно с родителями по данной теме и оформлении в папки.
Подбор музыкальных произведений по данной теме.
Беседа о сборе урожая хлеба.
Чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Фронтальное занятие учителя-логопеда «Откуда хлеб пришел».
Разучивание пальчиковой гимнастики «Калачи».
Отгадывание загадок о хлебе.
Заучивание поговорок о хлебе.
Беседа учителя логопеда «О хлебе в пословицах и поговорках»
Дидактические игры: «Откуда пришел хлеб», «Профессии», «Что сначала, что потом», «Родственные слова», «Подбери признаки», «Назови ласково», «Один - много».
Разучивание логоритмического упражнения «Зернышко».
ООД «От зернышка до каравая», «Хлебобулочные изделия из соленого теста».
Рассматривания и беседа по картине И. Шишкина «Рожь».
Познавательно-исследовательская деятельность:
1. сравнение колосков ржи и пшеницы;
2. сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Подготовка хлеба к сушке.
Заключительный этап.
Создание выставки работ детей и родителей из соленого теста.
Предполагаемый результат:
Владеть знаниями о процессе выращивания хлеба, обобщающим понятием «хлебобулочные изделия»
Знать и называть профессии людей связанных с выращиванием, обработкой, производством хлеба.
Проявлять творческую активность в продуктивной деятельности.
Результат проекта:
Выставка поделок из соленого теста, показ оод для родителей «Хлеб всему голова».
ООД «Откуда хлеб пришел».
Музыкальный зал украшен колосьями пшеницы, на столах – хлебобулочные изделия. Представлена выставка работ детей и родителей из соленого теста.
Вос. : В России с давних времен и до наших дней сохранился русский обычай – встречать дорогих гостей хлебом и солью.
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
С уважением большим,
Мы гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Воспитатель, подойдя к детям, кланяется и просит отведать хлеб – соль.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами откуда к нам хлеб пришел.
Под музыку в зал вбегает мышка (ребенок).
Мышка: Я услышала, что вы говорите о хлебе. Я все знаю, ведь все лето в поле жила. Все я видела. Начинается все весной. Растаял последний снег и трактористы начали пахать поле.
Вос. : Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен, работая день и ночь.
Реб. : За лесами, за лугами
Раздается в поле гром –
Это трактора плугами
Пашут черный чернозем.
Мальчики под музыку выполняют упражнение «Трактора» :
Тара – ра, тара – ра выезжают трактора (идут по кругу топающим шагом)
Будем землю пахать, будем рожь засевать,
Будем рожь молотить,
Малых деток кормить.
Мышка: Зернышки за лето в колосьях созрели и все поле стало словно золотое.
Ребенок: Сколько в это зернышко вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер и вода.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятка рук.
Девочки танцуют танец с колосьями («О России» муз. Г. Струе, сл. Н. Соловьева).
Реб. : Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотистой стеною.
И слышит страна: за уборку пора!
Мышка: Вот и наступила пора убирать колосья. В поле появились комбайны, они скосили колосья и обмолотили зерно. Затем отвезли его на элеватор.
Вос. : Элеватор – это огромный дом, где при определенной температуре, чтобы не портилось, храниться зерно. А из элеватора везут его на мельницу, где перемалывают в муку.
Реб. : Золотистую пшеницу жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто – в формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп в жаркой печке вкусный хлеб.
Вос. : Ребята, мы с вами рассматривали, трогали муку. Скажите, какая она на ощупь?
Дети: мягкая, пушистая, легкая и т. д.
Вос. : Получили муку. Что же с ней делают потом?
Дети: Везут в магазины, в хлебопекарню, на хлебозавод.
Реб. : Даже стены тут приятно пахнут хлебом ароматным,
Много дружных пекарей, хлеб пекут здесь на заре.
А потом его в машины и развозят в магазины.
Вот откуда к нам на стол теплый, вкусный хлеб пришел.
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсона).
Вос. : А каким бывает хлеб?
Дети: Мягкий, горячий, белый, свежий, черствый и т. д.
Вос. : У всех народов хлеб пользовался уважением. Его почитали и слагали о нем пословицы и поговорки. Давайте мы их вспомним.
Дети: Хлеб – всему голова.
Хлеба к обеду в меру бери – хлеб драгоценность! Им не сори!
Без теста пирога не испечешь.
На чужой каравай рот не открывай!
Вос. : Ребята, что нужно для того, чтобы замесить тесто?
Дети: Мука и вода.
Реб. : Захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вы бы тесто замесили
Да гостей бы угостили!
Вос. : Из полученного теста давайте испечем пирожки. Игра «Испечем пирожки».
Падал снег на порог (стучат ладошками по коленям,
Кот лепил себе пирог (лепят пирог,
А пока лепил и пек, ручейком пирог утек! (пальцами рук показывают течение воды)
Ты пеки пироги, но не из снега, а из муки! (лепят пирог ладошками).
Вос. : Ребята, как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно. Не крошить его, не выбрасывать (Дети рассказывают о том, как оставшийся после завтрака хлеб, резали на сухарики, чтобы съесть его за обедом. Собирали крошки, чтобы покормить птиц).
Вос. : Научитесь, дети, хлеб ценить с детства.
Есть такие слова: «Хлеб всему голова».
Реб. : Взрослым и детям – хлеб и мир!
Крикнуть нам сейчас пора хлебу дружное УРА!
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
Разработчик Веселова Елена Михайловна
СПДС № 9 «Вишенка»