Анжела Кощеева
Отделение общего эстетического развития «Радуга детства» в детской школе искусств
▼ Скачать + Заказать документы
«Отделение
общего эстетического развития
в детской школе искусств»
Подготовила:
Преподаватель вокала и теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ с. Култаево»
Кощеева А. Н.
Публикация «Отделение общего эстетического развития „Радуга детства“ в детской школе искусств» размещена в разделах
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Музыкально - художественное развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей, требующее приоритетного внимания.
В детской школе искусств с. Култаево Пермского района отделение общего эстетического развития (ОЭР) существует с 1999 года. За это время накоплен большой практический опыт, получивший теоретическое осмысление, создана четкая структура учебного плана отделения, которая совершенствуется с каждым годом.
Группы общего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства. Занятия в группах общего эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности. Одной из важных особенностей обучения на отделении общего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а также в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
Цели и задачи отделения общего эстетического развития
Основной целью отделения общего эстетического развития детской школы искусств является максимальное раскрытие и умножение заложенных в человеке способностей, воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на ОЭР, можно назвать:
Раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, театралов, хореографов и т. д, так и грамотных любителей искусства;
Развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм;
Патриотическое воспитание средствами искусства и интеллектуальных игр.
Учебный план РЭР
Поставленные цели и задачи обусловили включение в учебный план отделения общего эстетического развития следующих предметов :
«Азбука окружающего мира» - комплексный предмет, развивающий интеллектуальные и творческие способности детей, включающий в себя развивающие игры, кинезиологическую и пальчиковую гимнастику, фонопедические и интонационно-ритмические упражнения, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование математических представлений и многое другое. При этом формирование навыков чтения, например, не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв, изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими способами, связанными с различными видами искусства. Таким образом, практически любая тема занятия, какой бы отвлеченной от искусства она не казалась, на самом деле тесно с ним связана. И в этом одна из особенностей общеразвивающих занятий в ДШИ. Поскольку предметов, аналогичных этому предмету, не существовало, была создана авторская программа.
«Музыкальная шкатулка» - хор и развитие речи. Поскольку музыка обогащает умственно, совершенствует логическое мышление, язык и речь, способствует развитию социально ценных качеств человека, делает его толерантным, дисциплинированным, либеральным, то при занятиях музыкой и искусством вообще, создаются предпосылки для оптимизации и гармонизации работы мозга ребенка.
Наиболее доступным видом музыкальной деятельности является пение. Музыка и речь - психологические родственники, именно поэтому пение до сих пор помогает развитию речи и даже лечит детей с затруднениями в освоении речи и чтения.
«Каблучок» - занятия ритмикой для развития координации движений, пластики тела, чувства ритма, умения двигаться под музыку. Как нельзя лучше уроки ритмики вырабатывают в детях опыт движения под музыку и предоставляют возможность реализовать себя в танце.
«Семицветик» - рисование и художественный труд, служит формированию способностей детей отражать свои впечатления в графической и пластической форме, их пространственного воображения, художественных умений и навыков, чувства цвета и формы. Известно, что занятия рисованием и лепкой рекомендованы детям для развития мелкой моторики, способствуют улучшению мировосприятия и общей психологической картины.
«Музыкальный английский» обучение английскому языку происходит в творческой, игровой форме, при помощи средств музыкального искусства – вокального исполнительства, слушания, театрализации.
«Весёлые нотки» - специализация для шестилеток, готовящихся к поступлению на одно из отделений ДШИ, углубленные занятия по избранной специальности.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, продолжительность занятий - 35 минут. Наполняемость групп - 6-8 человек, по ритмике - 12-16 человек, по хору - 18-24 человека. На занятиях по музыкальному воспитанию, хору, ритмике предусмотрен концертмейстер.
Хотелось бы добавить, что в процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Именно для таких детей созданы дополнительные предметы музыкотерапия, песочная терапия. Родители вправе выбрать любой из этих предметов для своего ребёнка дополнительно, независимо от программы.
Вывод: Обучение "до школы" позволяет заинтересовать ребенка, развивает его музыкальные способности, раскрывает индивидуальность каждого
Занятия на отделении общего эстетического развития помогают малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому свой путь во "взрослое" искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения "Общего эстетического развития детей" поступает в первый класс нашей школы.