Игнатьева Анастасия
Образовательный проект «От художественного слова к художественной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к малому фольклору в процессе работы
в творческой мастерской
Актуальность. Мир дошкольного детства – сенситивный период во всех отношениях: от умственного развития до развития общей культуры человека. Именно в раннем детстве закладываются основа личности человека. С первых дней жизни дети слышат художественное слово: колыбельная матери, прибаутки и потешки в исполнении бабушки и др. Как только ребенок овладевает умением держать карандаш – он начинает выражать свои эмоции и представления на бумаге. Основываясь на принцип природосообразности художественного слова и изобразительного творчества для ребенка, мы разработали образовательный проект «От художественного слова к художественной деятельности», который предполагает интеграцию чтения художественной литературы с творческой мастерской.
Публикация «Образовательный проект „От художественного слова к художественной деятельности“» размещена в разделах
Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель проекта: способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
- знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы, с укладом жизни и быта русского народа;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность;
- помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
- воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, и их родители.
Вид проекта по сроку реализации: долгосрочный – 2022-2023 учебный год.
Главной идеей работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.
Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.
Работа в мастерских организуется последовательно: «Рисование», «Работа с бумагой», «Работа с бросовым материалом», «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином или глиной», «Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе «От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
Этапы реализации проекта
Данный проект должен реализовываться в 3 этапа.
I этап – подготовительный: выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта.
II этап – практический:
Формы работы с детьми
1. Организация игрового взаимодействия.
2. Выставка книг с различными жанрами фольклора.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Инсценирование произведений фольклора.
5. Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
6. Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
7. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
Алгоритм работы в творческой мастерской:
1. Чтение потешек, прибауток
2. Обсуждение главных героев, содержания
3. Рассматривание иллюстрации к потешке
4. Создание продуктов практической творческой деятельности в творческой мастерской
III этап – заключительный:
1. Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
2. Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
Ожидаемые результаты: будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи; словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями; сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; дошкольники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками; у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.