Марина Гаткер
«От беседы — к конкретным ситуациям общения». Формы речевой работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из существенных моментов образовательно-развивающей работы с дошкольниками является применение разнообразных активных форм и методов. Словесные методы, при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью, играют существенную роль в этой работе.
Слайд 2
Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений.
Но, как показывает практика, этот активный метод сравнительно мало или неверно применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
Публикация «„От беседы — к конкретным ситуациям общения“, Формы речевой работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитателей затрудняет ряд вопросов ведения беседы, а именно:
• какой программный материал целесообразно давать путём беседы;
• как удерживать до конца беседы внимание детей, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
• как привлечь всех детей к активному участию в беседе.
Именно поэтому во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности всех детей.
Чтобы ответить на волнующие воспитателей вопросы при выборе метода беседы, обратимся к теории и методике, представленной в педагогической литературе.
Слайд 4
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации – это можно считать целью беседы.
Слайд 5
Участие детей в беседе предполагает наличие у них умений не только слышать взрослого, участвовать в диалоге с ним по ходу решения учебно-познавательной задачи, но и умение слушать и слышать сверстников, понимать их высказывания и суждения, оценивать их в соответствии с решаемой задачей, принимать или отвергать, принимать в целом или дополнять и т. д. При этом необходимо умение более или менее длительно удерживать внимание, сосредотачивать умственные силы.
Сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность её использования, в основном, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Слайд 6
По своим дидактическим задачам беседы разделяются на предварительные и итоговые (обобщающие).
Предварительные беседы проводят тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них явлениями, формирует новые навыки, способы действий и т. д. В ходе предварительной беседы воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей, полученные ими в процессе обучения на занятиях и в повседневной жизни. Так, перед экскурсией в швейную мастерскую воспитатель выясняет, что знают дети о том, где и кто делает одежду, из чего её шьют, какие механизмы используют и т. д. Выявление представлений сопровождается их уточнением. Однако основная задача предварительной беседы – оживить знания, сделать их предметом осознания самих детей и на этой основе поставить перед детьми познавательные и практические задачи, пробудить интерес к новому явлению, новому содержанию знаний или способу действий.
Этот вид бесед, коротких и несложных по содержанию, может проводиться и с детьми среднего возраста.
Итоговая (обобщающая) беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.
Содержание и характер системы знаний в тех или иных областях действительности определяются программой обучения. Организация процесса обучения – последовательность развертывания содержания, отбор методов – направлена на усвоение детьми соответствующих знаний (представлений о предмете или явлении, свойствах и качествах, состоянии, проявлениях и т. д., на освоение связей, функционирующих в данной области действительности. Всё это подводит детей к заключительному обобщению знаний, формированию системы представлений или элементарных понятий.
Решающее значение в заключительном обобщении принадлежит итоговой беседе эвристического характера.
В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями воспитателя, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения. Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети приходят к обобщающим суждениям о сущности явлений, их характере и взаимосвязи.
Слайд 7
В ходе беседы воспитатель использует разнообразные приё мы:
• для воспроизведения в памяти детей представлений о предметах и явлениях, знания о которых систематизируются и обобщаются в ходе беседы, может быть проведено рассматривание картин или других наглядных материалов;
• при воспроизведении знаний о фактах используются разнообразные вопросы констатирующего характера;
• вычленение связей обеспечивается анализом, сопоставлением и сравнением, а также моделированием или использованием готовых моделей;
• в процессе анализа, направленного на установление связей, воспитатель использует поисковые, проблемные вопросы, задания на сравнение и др; в заключение даются задания на обобщающее суждение.
Беседа может строиться как индуктивная или дедуктивная. В первом случае беседа начинается с воспроизведения фактов, затем проводится их анализ, установление связей и обобщение.
При наличии достаточной обобщенности знаний из той или иной области действительности можно использовать дедуктивную логику беседы (она характерна для процесса «подведения под понятие»). В этом случае беседа начинается сразу с соотнесения рассматриваемых явлений к группе – к понятию, что обосновывается выделением существенных признаков этого понятия. Затем они отыскиваются в воспроизведенных фактах – признаки явления соотносятся с существенными признаками понятия. Заключительное суждение утверждает включённость нового знания в уже сложившуюся у детей систему.
Слайд 8
Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность итоговой беседы, являются:
• наличие достаточного объёма представлений об объектах беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки);
• логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей;
• разнообразие приёмов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы;
• результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.
Участие в беседе требует достаточно сложной системы умственных действий: принять тему (цель, слушать, анализировать суждения участников, оценивать, аргументировать свои суждения, делать поправки, дополнения, выражать свои мысли ясно и последовательно, оперируя при этом достаточным запасом представлений, и т. д. Поэтому итоговую беседу можно считать эффективной школой развития мышления.
История метода беседы уходит корнями в глубокую древность. Он разработан Сократом и Платоном и применялся при обучении юношества риторике и логике. Позднее метод беседы был использован в школьном обучении. Со времён Каменского и Песталоцци встал вопрос о применении беседы в дошкольном воспитании. Однако Песталоцци сводил беседу в чисто словесное сообщение детям знаний, в формальную гимнастику ума и речи.
В первые послевоенные годы Е. И. Радина провела специальное исследование, посвященное изучению беседы как метода обучения детей в условиях детского сада. Основной задачей этого исследования было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, в уточнении понятий, в развитии мышления и навыков речи. Экспериментальная педагогическая работа была организована в старших группах детских садов Москвы. Под руководством учёных проводилось систематическое планирование бесед в течение всего года, опытная разработка отдельных бесед в разных вариантах и последующая проверка их в воспитательной работе с детьми. Беседы проводились систематически два-три раза в месяц, дословно протоколировались, с учётом поведения ребенка в целом (проявления заинтересованности, утомления и т. п., выраженные в мимике, жестах). Кроме того, воспитатели вели дневники, в которых фиксировались высказывания, поступки, игры, занятия детей, отражающие материал бесед.
Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного воспитания, так и в речевом развитии детей.
Слайд 9
Беседа с ребенком дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных им в процессе повседневной жизни, в результате его наблюдений, обобщения и деятельности. Ведя беседу, воспитатель помогает ребёнку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознаётся ребенком. Знания детей в процессе беседы становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый своими вопросами направляет мысль детей по определённому руслу, наталкивает на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребёнка это крайне важно.
Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному обучению.
Но в этом и большая трудность беседы как для ребенка, так и для того, кто руководит беседой – воспитателя. Ведь научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.
Беседа имеет важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка делается общим достоянием. У детей вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями. Следовательно, с одной стороны, здесь развивается активность ребёнка, с другой стороны – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально-нравственного воспитания.
Слайд 10
Итак, попытаемся ответить на первый интересующий воспитателей вопрос: какое конкретное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Неудачи воспитателей часто объединяются тем, что они путём беседы стараются сообщить детям совершенно новый и сложный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, малознакомых явлениях трудно даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому заведомо новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя прием дробления новой информации, предъявляемой в процессе беседы. Эта информация даётся небольшими частями – сегментами: в одном высказывании педагог даёт только одну порцию нового. А дальше в процессе беседы воспитатель опирается на субъективный опыт детей, в нужный момент обогащая его новыми знаниями (другая порция нового). Такой приём в педагогической риторике носит название «сегментация речи». Чем успешнее применяется этот приём в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.
Слайд 11
Второй вопрос: как удержать до конца беседы внимание детей?
Беседы протекают лишь тогда живо, непринужденно, будят мысль ребёнка, удерживают его внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту ребёнка. Надо лишь помнить, что понятие «близкого и доступного» совершенно изменилось по отношению к современным детям.
Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей и, следовательно, беседовать с ними лишь о непосредственно окружающих ребёнка вещах. Так, Песталоцци рекомендовал матери начинать беседу с детьми с анализа их собственного тела. «Главное, чтобы говорить с ребёнком о том, что у него перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками», - писал В. Ф. Одоевский, разработавший в русской педагогике тематику бесед с маленькими детьми.
В сборнике под редакцией Шлегер и Шацкого утверждается, что невозможно с ребенком говорить о том, что он сам не видел, не ощущал.
Е. И. Тихеева тоже рекомендовала отправляться от предметов, непосредственно действующих на внешние чувства детей: «Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, всё, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям».
Таким образом, у всех перечисленных авторов основной принцип отбора вопросов для бесед – это непосредственная физическая близость обсуждаемых с детьми явлений.
Несомненно, с ребёнком надо, прежде всего, говорить о знакомом ему, близком. Чувственный опыт ребёнка и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание детьми действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Всё это рано раздвигает горизонты нынешнего дошкольника, расширяет круг его представлений и понятий, будит новые интересы. Поэтому в современных условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он ещё непосредственно в своём ближайшем окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в таких беседах, будут самыми элементарными, но они расширят умственный горизонт детей.
Итак, чем меньше ребенок, тем больше должны быть связаны беседы с его непосредственными наблюдениями.
С детьми до пяти лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. Уточняя посредством бесед представления детей об известном материале, надо в тоже время помнить, что простая констатация хорошо знакомых детям фактов не даёт никакого толчка для прогрессивного развития мысли ребенка.
Например, беседа со старшими дошкольниками о стуле и его составных частях заранее обречена на неудачу, так как ребёнок 5 – 7 лет не раз видел стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот стул на части, ничего в сознании ребёнка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что и так освоено.
В беседе не только уточняются детские знания, ребенок получает новый материал, или воспитатель дает ему знакомое в новом аспекте. Так, например, в беседе о зимующих птицах дети, кроме известного им факта о том, что часть птиц улетает, а часть остаётся, узнают о причине этого явления.
Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Правильно определить место беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада – серьёзная проблема, которая требует своего решения. Часто на практике беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми. При этом предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматривание иллюстраций. После беседы обязательно идет закрепление полученных впечатлений путем рисования, лепки, изготовления макетов, заучивания стихов, песен, чтения рассказов. Даже игры подчиняются общей теме, которая длится порой несколько дней или недель.
Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется, даётся систематически, когда впечатления как бы наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий детей может быть выполнена лишь тогда, когда беседа опирается на другие ранее примененные методы знакомства детей с окружающим, а также на субъективный опыт детей, то есть когда у детей уже есть некоторые знания, опыт, требующий упорядочения.
Беседы имеют место и в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий, наблюдений, а также иногда и перед тем, как дети получают новый опыт. Однако эти беседы не типичны. Как показала практика, до наблюдений детям очень трудно высказывать свои суждения, и такие беседы сводятся преимущественно к объяснениям. Во время наблюдений дети поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Большей частью это возгласы удивления, восторга или вопросы педагогу. Сам воспитатель своими вопросами и замечаниями руководит наблюдением.
Наиболее успешно беседы протекают непосредственно после того, как лети во время экскурсий, наблюдений или из рассказов получили новые впечатления.
Слайд 12
Ответим на третий вопрос: как привлечь всех детей к активному участию в беседе?
Беседа, органически связанная с повседневной жизнью ребёнка в детском саду и в семье, не может превратиться в отработанную тему. Материал, данный в ней, должен оставить глубокий след в сознании ребёнка. Чтобы это произошло, необходимо поставить ребёнка в активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся. Поэтому важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.
Слайд 13
Ситуации общения – специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.
Слайд 14
Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования активной ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих и воспитательных задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода», помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать «палитру интеллектуальных эмоций», удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.
Слайд 15
Особенности ситуаций общения как формы работы с детьми :
• предполагает добровольное участие;
• строится на основе партнёрских отношений взрослого и ребёнка;
• меняется стиль взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребёнка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
• планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• предполагает от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей;
• предполагает участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.
Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми., соотношение в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идёт от детей», то есть подмечает их в детской деятельности.
Например, в младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности: что-то мешает открыть или закрыть дверь.
В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины: «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей».
Слайд 16
Ситуация общения, как нетрадиционная форма речевой работы, представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия, открытого общения. Ребёнку необходимо всё время следить за ходом беседы, не уклоняться от её основного содержания, слушать своих собеседников. Также от него требуется непрерывная умственная активность: надо слушать, соображать, что-то вспоминать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности, умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказываний, пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать. Все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.
Для некоторых детей требуется и известное волевое усилие преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Следовательно, умелое участие взрослого в ситуации общения в значительной мере решает успех дела. Для этого воспитателю необходимо хорошо продумать логическую структуру ситуации общения : последовательно расположить весь материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий привлечь внимание детей. Кроме этого необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.
Слайд 17
Подготовлена М. Л. Гаткер,
учителем – логопедом высшей квалификационной категории