Наталья Позинова
Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. «Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников»
2 слайд. Актуальность.
В современных условиях ускоренного развития системы дошкольного образования в контексте ФГОС, к дошкольным образовательным учреждениям предъявляются высокие требования. Для того, чтобы быстро реагировать на любые изменения в сферах жизни общества, внедрять в практику ДОУ инновации, руководителю и педагогам ДОУ необходимо владеть технологией анализа любой создавшейся в детском саду ситуации. В связи с этим необходимо иметь полную информацию о состоянии качества дошкольного, в том числе и музыкального образования детей : развитие интегративных качеств и достижениях детей в образовательных областях. Однако в настоящее время в музыкально-педагогической практике современных ДОУ не всегда присутствует научно обоснованная система мониторинга качества музыкального образования детей, основой которой является – систематическое наблюдение за объектами и явлениями музыкально-педагогической деятельности и их контроль.
Публикация «Осуществление на практике педагогического обследования музыкального образования дошкольников» размещена в разделах
В системе ДОУ доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах детей, не всегда учитывается индивидуальность музыкального развития ребёнка, не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов, отсутствует единая форма отслеживания достижений ребёнка.
ФГОС ориентируют руководителей ДОУ на введение в практику системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая «обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществить оценку динамики достижений детьми и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга»
Профессиональное управление качеством системы музыкального образования дошкольников, осуществляемое на основе мониторинга, как инструмента слежения и оценки качества, обеспечивает эффективное развитие интегративных качеств и успешное достижение дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной области «Музыка».
Позволит определить проблемные зоны, поможет выстроить, спрогнозировать и сформировать последующую деятельность, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявить трудности при организации работы ДОУ по музыкальному образованию дошкольников.
3 слайд. Теоретические основы.
Мониторинг (по ФГОС)– процесс отслеживания условий
реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Мониторинг - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа необходимой информации и представления полученных данных
для принятия решений.
Теоретико-методологической основой современной теории мониторинга качества образования являются ведущие положения исследований разных направлений передовой отечественной педагогики.
Проблемой организации и осуществления педагогического мониторинга в дошкольном образовании занимались : Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, О. А. Сафонова, Э. П. Костина, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Н. В. Федина, Е. В. Шумина и др. Оценка эффективности музыкального дошкольного образования, обеспечение его качества остаётся одной из актуальных приоритетных направлений в сфере дошкольного образования.
4 слайд. Цель мониторинга качества музыкального образования.
Целью комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы музыкального образования дошкольников в ДОУ : о качественных и количественных её изменениях для осуществления оценок и прогнозирования тенденций дальнейшего развития музыкально-образовательной системы, а также принятия с этой целью соответствующих управленческих решений.
5 слайд. Задачи мониторинга
Задачами комплексного мониторинга качества музыкального образования детей являются :
- создание и использование единых нормативных материалов, методик, единой системы диагностики и контроля состояния ресурсного обеспечения музыкально-педагогического процесса и результатов музыкального образования детей в ДОУ и адаптация для их анализа;
- организация системы наблюдения и измерения, получения достоверной и объективной информации о результатах музыкально-педагогического процесса, его ресурсном обеспечении и дидактических условиях;
- эффективное систематическое информационное отслеживание состояния качества системы музыкального образования в дошкольном учреждении;
- получение и систематизация объективной информации о качестве музыкального образования детей, обеспечение её оперативности и доступности;
- аналитическое обобщение (качественное и количественное) результатов качества системы музыкального образования в дошкольном учреждении;
- своевременное выявление на основе полученной информации изменений в музыкальном образовании детей ДОУ и вызвавших их факторов (как положительных так и отрицательных);
- повышение уровня информативности потребителей музыкально-образовательных услуг при принятии решений, связанных с обеспечением качества музыкального образования дошкольников;
- прогнозирование развития дошкольного учреждения в направлении качества музыкального образования детей;
- принятие администрацией ДОУ обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению качества системы музыкального образования дошкольников.
6 слайд. Этапы мониторинга
Мониторинг качества результатов музыкального образования детей проводится музыкальным руководителем (с помощью воспитателя) в течение учебного года: стартовый этап осуществляется в первые две недели сентября, промежуточный – в январе и итоговый – в последние две недели мая.
- стартовый этап, на котором проводится стартовая диагностика, экспресс-анализ качества музыкального образования детей, осуществляется стартовый анализ качества музыкально-педагогического процесса, экспертиза его ресурсного обеспечения и дидактических условий;
- промежуточный этап, на котором выявляется наличие динамики качества музыкального образования детей (или её отсутствие, эффективность музыкально-педагогического процесса, роль ресурсного обеспечения дидактических условий в обеспечении её;
- итоговый этап, на котором выявляются результаты процесса музыкального образования детей за текущий учебный год.
7 слайд. Объекты мониторинга
Объектами мониторинга определены компоненты музыкально-педагогической системы ДОУ, а именно:
• Организация музыкально-педагогического процесса (режимные моменты, чередование непосредственно образовательной, совместно с воспитателем деятельностей, создание условий для самостоятельной музыкально-художественной деятельности, наличие мотивации у детей к музыкальной деятельности, а у родителей и педагогов, к музыкальному дошкольному образованию;
8 слайд.
• ресурсное обеспечение: кадровое, управленческое и методическое;
В своей работе для проведения мониторинга я использую программу «Камертон», технологию «Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга», «Музыкально-дидактические игры». Автором перечисленной литературы является Э. П. Костина.
9 слайд.
• дидактические условия:
преемственность всех ступеней музыкального образования; музыкально-образовательная среда как условие, средство и результат детской музыкальной деятельности; коррекционная своевременная помощь ребёнку; мониторинг качества музыкального образования дошкольников; взаимодействие системы музыкального детей в ДОУ с семьёй и с окружающим социумом – учреждениями культуры и образования.
10 слайд.
• результаты:
развитие интегративных качеств ребёнка, креативности, музыкальности, владение детьми образовательной областью «Музыка», представленной в дошкольной практике музыкально-художественной деятельностью;
11 слайд. Виды диагностики
Диагностика результатов музыкального образования предполагает несколько видов:
А). Диагностика развития музыкальности :
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- познавательных музыкальных способностей, в числе которых выделяют:
1) музыкально-сенсорные способности (мелодический слух - звуковысотный, тембровый, динамический, чувство ритма);
2) общие интеллектуальные способности (музыкальное мышление, осуществляемое в единстве репродуктивного и продуктивного компонентов и воображения);
3) музыкальная память.
Б). Диагностика проявления подражательности (4-й год) и креативности детей (5-,6-,7-й годы) :
- проявления оригинальности;
- проявления быстроты мышления;
- проявления вариативности.
В). Диагностика достижений детей в образовательной области «Музыка» осуществляется последовательно в процессе педагогического обследования качества владения детьми различными видами музыкальной деятельности :
- восприятие (слушание) музыки;
- музыкально-творческой (продуктивная);
- музыкально-исполнительской (певческая, музыкально – ритмическая, музыкально-инструментальная).
12 слайд. Вывод
Использование мониторинга в дошкольном образовательном учреждении
позволяет:
• удовлетворить потребность в информации о качестве
музыкального образования дошкольников,
• определить успешность и результативность протекания
образовательного процесса (музыкального образования,
• способствует повышению профессиональной компетенции педагогов;
• осуществляет целесообразное управление качеством состояния музыкального
образования в ДОУ.
• прогнозирует перспективы музыкального развития.
Таким образом, внедрение в практику ДОУ педагогического обследования
музыкального образования дошкольников позволяет говорить о создании
постоянной оценки и контроля качества музыкального образования детей