Елена Соловьева
Особенности воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте ведущей деятельностью является игровая и предметная, «Что вижу то и трогаю, с тем играю и познаю» - основной принцип работы с детьми. Ведь играя с предметами, ребенок овладевает теми действиями и качествами, которые для этого необходимы, формируются его сенсорные способности.
Основные задачи по сенсорному воспитанию :
1. Формирование у детей систем сенсорных эталонов — общих представлений о свойствах, качествах предметов;
2. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы действий и системы эталонов в разнообразной деятельности.
Публикация «Особенности воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
3. Обучать восприятию и различению цвета, обследования формы, различению величины
4. Побуждать детей к исследовательским действиям (открой, нвставь, закрой, достань); помогать комментировать действия и объяснять их;
Для повышения эффективности работы по сенсорному развитию большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных форм организации занятий, способствующих качественному решению поставленных задач, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям детей. В процессе работы использую разнообразные методы обучения. Важное место отводится практическим методам (игры, упражнения).
В результате работы накоплен огромный опыт использования игр при формировании у детей сенсорных навыков. Использую игры с математическим содержанием, строительно-конструктивные игры, народные игрушки-вкладыши, развивающие игры Венгера. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, выкладывании. При организации игр с предметами необходимо придерживаться двух принципов:
• посильность требований;
• постепенность усложнения.
В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями использую детальное объяснения с показом действий и последовательностью их выполнения.
В работе использую иллюстративную наглядность, игровую мотивацию.
Знакомлю родителей с программным содержанием воспитания детей в раннем возрасте, организую консультации, собрания, беседы. Показываю игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.
Чтобы достигнуть хороших результатов нужно установить с ребёнком межличностный контакт. Создать атмосферу эмоционального благополучия.
Чтобы исключить отрицательные эмоции малышей, предлагаю :
– игры с песком и водой ;
– нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием;
– сжимание кистей рук ;
– рисование мелками, красками;
– слушание спокойной музыки;
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски. Всё оборудование группы находится в доступности. Дети знают, где расположены игрушки и т. д. Предметно-развивающая среда группы пополняется по мере необходимости.
Предметная среда организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, строим воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровье-сберегающих технологий (оздоровительный бег по системе Ю. Ф. Змановского; гимнастика для глаз дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой и др.). Здоровьесберегающие технологии являются важной частью воспитательно-образовательного процесса. Системное их использование помогает мне снять напряжение, предотвратить усталость, сохранить здоровье детей.
В процессе воспитания и обучения использую практические приемы:
- часто хвалю детей,
- поощряю старание ребенка,
- не скуплюсь на ласку в сочетании с разумной требовательностью,
- ставлю перед ребенком конкретные цели и даю мотивационные установки;
Эмоциональному благополучию детей способствует и взаимное доверие педагогов и родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.
В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития, в следствие этого легкую обучаемость малыша. Поэтому так важно вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных форм поведения. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать и вовлечь вполне возможно. Еще не понимая смысла слов взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональный настрой. В этом и простота, и сложность воспитания маленьких детей.