Ольга Шуплецова
Особенности воображения детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. Способность к воображению интенсивно развивается в детском возрасте, также данный процесс представляет собой обязательный компонент любой творческой деятельности ребенка. В нашей статье мы рассмотрим основные теории воображения, виды и стадии ее развития, а также изучим и сравним уровни развития воображения у мальчиков и девочек.
Ключевые слова: воображение, типология воображения, творческое воображение, дошкольный возраст, возрастная периодизация воображения.
Shupletsova O. L.
Публикация «Особенности воображения детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Features of the imagination of children in preschool age
Annotation. The ability to imagine develops intensively in childhood, and this process is also an obligatory component of any creative activity of a child. In our article we will consider the main theories of imagination, types and stages of its development, as well as study and compare the levels of imagination development in boys and girls.
Keywords : imagination, typology of imagination, creative imagination, preschool age, age periodization of imagination.
Исследованием воображения занимались многие психологи, к ним относятся С. Л. Рубинштейн, Т. Рибо, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Дж. Селли и многие другие. В настоящее время существует множество определений воображения, но нет единого. В общем смысле воображение – это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий. Его суть — в формировании образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
А. В. Петровский говорит о том, что воображение – это познавательный процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
Р. С. Немов воображение трактует как особую форму человеческой психики, обособленную от остальных психических процессов, одновременно с этим находящуюся на промежуточной позиции между восприятием, мышлением и памятью [1].
Е. А. Лустина называет воображение – это психическим процессом, заключающимся в преобразовании элементов перцептивного, эмоциональночувственного и абстрактно-логического опыта индивида в субъективно новые сочетания [3].
В зарубежные теории воображения входит подход, который разрабатывался Теодюлем Рибо, происхождение и развитие воображения объясняется накоплением индивидуального опыта. Т. Рибо трактовал воображение как установление новых ассоциаций [2]. Механизмом воображения являются диссоциация (операция разделения рядов состояний сознания) и ассоциация (их объединение). Автор говорил, что впервые воображение проявляется в возрасте, близкому к трем годам, при этом оно не богаче воображения взрослого, и лишь по своему темпу опережает развитие мышления.
Он выделил четыре стадии развития воображения :
1) переход от пассивного воображения к творческому;
2) одушевление ребенком окружающих предметов;
3) стадия игры, на которой ребенок переходит от подражания к перевоплощению;
4) период «романтической изобретательности» или стадия художественного творчества [2].
Разобравшись с понятиями и подходами к изучению воображения мы можем сказать о видах воображения.
Виды воображения :
- по степени действенности процесса воображения : активное и пассивное;
- по уровню психической активности : произвольное и непроизвольное;
- по характеру образов : конкретное и абстрактное;
- по результату и характеру процесса : воссоздающее и творческое;
- по виду деятельности: техническое, художественное и ненаучное;
- по модальности : зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое и двигательное [3].
Таким образом можно отметить, что существуют разные трактовки понятия «воображение», мы рассмотрели подходы в его изучении, а также изучили виды воображения. Теперь следует рассмотреть возрастные особенности воображения.
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Считается, что воображение у ребенка менее богатое, чем у взрослого. Но до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Возможно, богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях :
1) детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
3) зрелость – подчинение воображения уму интеллекту [2].
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Существуют этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.
До 3-хлет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков [4].
Таким образом, мы подошли к эмпирическому исследованию, целью которого целью выявления уровня воображения у детей дошкольного возраста. В нем приняли участие дети подготовительной группы, в возрасте от 5 до 7 лет, в количестве 30 человек, из которых 16 девочек и 14 мальчиков.
Для исследования уровня воображения были взяты методики «Придумай рассказ» и «Нарисуй что-нибудь» Р. С. Немова.
Анализ исследования показал, что в группе девочек преобладает средний уровень развития воображения (50%, это говорит о среднем развитии воображения. Показатель высокого уровня выше (37%, чем показатель низкого (12%, что указывает на преобладание высокого уровня развития воображения у девочек, над низким.
Данные исследования уровня воображения у мальчиков показали, что в их группе преобладает средний уровень (50%, что может означать умеренное развитие воображения. Низкий уровень выражен меньше, чем средний (37%). Менее всего среди мальчиков выражен высокий уровень воображения (12%, то есть меньшинству из них присущ высокое развитие.
В соответствии с целью исследования мы сравнили уровни развития воображения у девочек и мальчиков (рис. 1) :
Рис. 2.1 – Сравнение уровней развития воображения у мальчиков и девочек.
Сравнение результатов уровня развития воображения показало, что более высокий уровень у девочек, он составил 37% по сравнению с мальчиками (12%). Средний уровень у респондентов одинаковый – у 50% мальчиков и девочек. Низкий уровень воображения более выражен у мальчиков (37%, что выше, чем у девочек (12%).
Стоит отметить, что некоторые респонденты показали, очень высокий уровень воображения. Важно сказать, что многие дети не набрали ни одного балла по одной из методик.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что у детей выявлен средний уровень воображения, как у девочек, так и у мальчиков (50%). Это проявляется в привнесении новизны в увиденное и услышанное, небольшой эмоциональной окраске и малом разнообразии образов рисунка и рассказа.
Сравнение результатов уровня развития воображения показало, что более высокий уровень у девочек, он составил 37% по сравнению с мальчиками (12%). Низкий уровень воображения более выражен у мальчиков (37%, что выше, чем у девочек (12%).
Библиографический список
1) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Владос, 2006. – 422 с.
2) Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – М. : Владос, 2011. – 345 с.
3) Столяренко Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко. – М:.Юрайт, 2011. – 133 с.
4) Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы / В. М.
7) Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. – М. : Владос, 2011. – 345 с.