МААМ-картинки

Особенности современного родительства. Точки взаимодействия

Ольга Зорина
Особенности современного родительства. Точки взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

«Особенности современного родительства : точки взаимодействия»

Когда люди становятся родителями, меняются их ценности, роли, цели Когда люди становятся родителями, меняются их ценности, роли, цели и жизненная философия. Держа на руках своих малышей, они словно смотрятся в зеркало, воспроизводя в воображении образ своих родителей, которые держат их на руках. (Джон Готтман и Джули Шварц-Готтман, «Испытание ребёнком»)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено.

Публикация «Особенности современного родительства, Точки взаимодействия» размещена в разделах

Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой

систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий,

родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного

воспитания. (Овчарова Р. В.).

Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи. Цель

родительства – рождение и воспитание детей.

Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой

совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии,

отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования

осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство – это феномен, трудно

поддающийся формализации.

Родительство формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и

в свою очередь определяет состояние общества.

Структура родительства

Родительство как интегральное образование личности включает:

• Семейные ценности (ценностные ориентации супругов)

Родительские установки и ожидания

Родительское отношение

Родительские чувства

Родительские позиции

Родительская ответственность.

• Стиль семейного воспитания.

Каждый компонент родительства содержит когнитивные, эмоциональные, поведенческие

составляющие.

Когнитивный компонент – осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе

как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга как родителя общего ребёнка, знание

родительских функций, образ ребёнка.

Эмоциональный компонент – субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства,

отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего

ребёнка.

Поведенческий компонент – умение, навыки, деятельность родителя по уходу, материальному

обеспечению, воспитанию и обучению ребёнка, взаимоотношения с супругом как с родителем общего

ребёнка, стиль семейного воспитания.

Семейные ценности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих

проявлений. Информация о семейных ценностях находится на уровне убеждений. Маркером приоритетности

определённой ценности являются переживания и чувства, когда данная ценность затрагивается. Поведение

направлено на реализацию данной ценности. Оно может быть как рациональным, так и иррациональным.

Ценности являются относительно устойчивым личностным образованием.

Родительские установки и ожидания. Это установки на цели и средства деятельности в области

родительства. Включают знания и представления о репродуктивной норме общества, о родительских ролях,

реальный и идеальный образ ребёнка, доминирующий эмоциональный фон относительно реализации

родительских установок и ожиданий, а также репродуктивное поведение, взаимоотношение супругов,

родительское отношение, стиль семейного воспитания.

Родительское отношение. Эмоционально-ценностное отношение к ребёнку. Реализуется в

эмоциональной дистанции. Часто является неосознанным. Может включать амбивалентные элементы и

изменяться в определённых пределах. Включает представления о способах взаимодействия с ребёнком, целях

взаимодействия, убеждение в приоритетности направлений взаимодействий, оценку типов родительских

отношений, доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий взаимоотношения с ребёнком, формы и

способы поддержания контакта с ребёнком, формы контроля. Важен учёт восприятия ребёнком типа

родительского отношения.

Родительские чувства. Могут быть амбивалентны. Одно из основных – родительская любовь.

Включает знания и представления о социально одобряемых чувствах к детям, об образе ребёнка, который

вызывает весь спектр чувств, всю гамму чувств и доминирующий эмоциональный фон оценки ребёнка и себя

как родителя, эмоциональную близость, заботу, эмоциональные стереотипы контактирования с ребёнком.

Поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и неконгруэнтной по отношению к

эмоциональной составляющей родительских чувств.

Родительские позиции. Реальная направленность взаимодействия с ребёнком. В её основе лежит

сознательная или бессознательная оценка ребёнка. Включает представления о реальном и идеальном образе

ребёнка, о существующих и собственной родительской позициях, доминирующий эмоциональный

фон, оценку реального образа ребёнка, своих родительских позиций и взаимодействий с ребёнком,

особенности коммуникаций с ребёнком. Реализуются в способах воздействий, характере общения с

ребёнком.

Родительская ответственность. Ответственность перед обществом и перед своей совестью.

Включает представление об ответственном и безответственном поведении родителя, распределении

ответственности, эмоциональные переживания, связанные с этим, оценку себя как ответственного

родителя, контроль за своим поведением и происходящими событиями. Важнее опора на внутреннюю

ответственность, а не на ответственность перед обществом.

Стиль семейного воспитания. Выражает взаимодействие всех компонентов. Наиболее очевидно

проявляется. В наибольшей степени определяет личностное становление ребёнка. Включает

представления о родительских ожиданиях и представлениях в отношении ребёнка, роли в воспитании

супруга, о возможных способах взаимодействия с ребёнком и стилях воспитания, ценности и

направленность личности родителя. Родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребёнком,

чувства к брачному партнёру, отношение к распределению ответственности в семье, оценку себя как

родителя. Формы и способы взаимодействия с ребёнком.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой. Это проявляется в

отсутствии согласованности некоторых его компонентов между родителями, периодическом

возникновении конфликтных ситуаций, подвижности структуры. До появления ребёнка согласование

представлений о родительстве происходит в теоретическом плане во время бесед о будущем ребёнке.

Традиции семейного воспитания

«Традиция» (от лат. tratitio - передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в

поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует,

воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее

развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов,

которые воспроизводятся каждым новым поколе-нием семьи и регламентируют создание новой семьи:

супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т. д. А поскольку и

сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец

материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не

остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе:

они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в

качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта,

сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и

обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации

утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых

поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.

Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи

стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых

поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей,

ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в

форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким

нужно быть. Психологи и педиатры всего мира бьют тревогу: последние два поколения взрослеют в разы быстрее. Причем с биологией это никак не связано – все дело в информации, которая стала доступнее. Всё бы ничего, но детский мозг не умеет анализировать гигобайты информации, которые родители, няни, бабушки пытаются в него запихнуть. Исследования показали, что 80% современных родителей с высшим образованием прибегают к новым технологиям, чтобы загрузить личное время, и чем-то полезным занять свое чадо. Благотворное влияние образовательных компьютерных прог-рамм доказать не удалось – зато стопроцентный положительный эффект имеют объятия, совместные игры, прогулки и старомод-ное «Агу-агу!», на которых строится нормальное взросление. Требования к детям тоже очень изменились. Наши мамы часто напоминали нам, что «Я- последняя буква в алфавите», что скромность – это достоинство. А наши современные родители учат свою дочь, что скромность – это порок.

Продолжая разговор об особенностях современного родительства хотелось бы ответить на следующие вопросы:

Какова современная социокультурная ситуация.

1. Мифы развития современного дошкольника.

2. Проблемы социализации современных детей.

3. Проблемы современных родителей.

Отвечая на первый поставленный вопрос о социокультурной ситуации надо отметить факт важности данного понятия, т. к. психика ребенка формируется не в стерильной лаборатории; индивидуальное мышление как высшая психическая функция формируется в процессе социализации. Язык, орудия труда, система исчисления, алфавит, искусство и т. п. суть формы «накопленного социального капитала, развившиеся за тысячелетия. Этот опыт осваивается человеком посредством передачи культурного опыта от родителей, педагогов, народа в целом.

1. КАКОВА ЖЕ СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

Современному ребенку в нашей стране гарантировано право до трех лет находиться дома. (современная мама может не работать по закону). Однако, для некоторых детей это невозможность общаться со сверстниками и другими взрослыми. Мама не водит ребенка в детский сад, но она может гулять с ним на детской площадке, водить его на занятия, а может и не делать этого.

• Большинство современных родителей ориентированы на раннее развитие ребенка (часто без учета физиологии развития ребенка и его индивидуального темпа развития).

• Ограничение контакта со сверстниками (так наз. «коттеджные дети»).

• Замена общения со взрослыми техническими средствами. (в дошкольном возрасте сами родители дают гаджет, в 10 лет пытаются его забрать).

• Исчезновение игры, как ведущего вида деятельности (игры - инициатором, которой является ребенок, где он получает общение, эмоции, активность, инициативу). Родители практически перестали играть со своими детьми.

• Неадекватные требования к ребенку.

2. МИФЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА :

1 Миф – «окно» развития дошкольника «закрывается» в шесть лет.

Однако это не соответствует истине. Физиологи отмечают, что разные участки коры созревают в свое время, общая зрелость коры происходит к 25 годам (всегда есть индивидуальные особенности). Ранее всего созревает сенсо-моторная кора, поэтому так важна физическая активность в первые годы жизни. Чем больше нейронных связей образуется, тем больше ресурсов для развития. Фронтальная кора созревает позже, поэтому не стоит ругать своего шестилетнего ребенка за отсутствие силы воли, волевой компонент мозга пока еще не сформирован. У него нет еще произвольной регуляции, но она может и не сформироваться если вы будете предъявлять своему ребенку завышенные требования. Если вы ставите вашему ребенку задачу неадекватную его возрасту, то может произойти блокировка мозга. Т. е. сверхтрудные задачи не развивают мозг, а блокируют развитие. Для развития коры нужны новые, нестандартные, сложные задачи, тогда в любом возрасте будут образовываться новые связи. Еще раз отмечу задачи сложные, но не сверхтрудные!

2 Миф – современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект.

На данный момент современных исследований подтверждающих данный миф – нет! Напротив есть исследования, что у современных детей плохо развит вербальный интеллект, еще хуже письменная речь. Эти проблемы, во многом, мы формируем сами, заставляя своего трех-четырехлетнего ребенка учиться читать. Чтение основано на дифференцировке букв, это связано с формированием избирательного внимания, которое формируется к 6-7 годам. Заставляя читать ребенка раньше, мы предлагаем ему сверхтрудную задачу, которая, как мы уже говорили выше, служит не развитию, а блокировке развития. В дальнейшем такой ребенок так и не сможет бегло читать и получать удовольствие от чтения. Конечно, всегда есть исключения из общего правила. И какой-то ребенок может сам изъявлять желание учить буквы и читать, но это именно индивидуальные случаи. В этом случае следует помочь ребенку, возможно в его развитии, эта функция коры мозга уже созрела. По учению Ж. Пиаже о стадиях развития, мозг любого ребенка последовательно проходит все стадии развития, но по времени это может несколько различаться. Главный закон развития – индивидуальный темп!

3 Миф – читать и писать ребенок должен научиться как можно раньше.

Научные исследования опровергают данный факт, т. к. только в 6-7 лет мозг функционально готов к обучению чтению и письму (формируется избирательное внимание). Обучая ребенка рано этим функциям мы можем получить обратный эффект. Ребенок так и не научится бегло читать. И уж тем более не полюбит чтение, т. к. чтение вызывает у него много трудностей.

3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ :

Институты социализации в современном обществе :

• Семья

• Школа

• Средства массовой информации

• Социальные сети

Семья: Современная семья характеризуется «прозрачностью» границ (родители могут работать дома, контролировать ребенка по телефону). Появился дистанционный контроль (электронный дневник, запароливание гаджетов, установление программ через телефон местоположения ребенка). В результате чрезмерная опека и контроль.

Школа: Границы остались жесткими. Снижение интереса к школьному обучению. Школа перестала быть местом встречи ребенка с культурным содержанием в широком смысле, скорее современная школа – это место обучения предметам (узкое содержание).

Средства массовой информации: Современные средства массовой информации несут много негативной, противоречивой информации. Доступ к средствам массовой информации практически нельзя ограничить детям (благодаря интернету). Часто информация противоречит тому, что говорят родители.

Социальные сети: Социальные сети могут оказывать негативное влияние на детей посредством неограниченного доступа в сеть любого человека (насильника, извращенца, девочки выдают себя за мальчиков, изменяют свой возраст и т. п.). Возникают новые зависимости – от лайков, постов и т. п. Интимно-личностное общение приобретает виртуальный характер.

4. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ :

• У первородящих женщин чаще всего нет опыта общения с младшими детьми (т. к. современные семьи чаще имеют одного ребенка). В 19 в. начале двадцатого века семьи в основном были многодетные и старшие дети помогали в воспитании младших. Сейчас же матери, родившие первого ребенка даже бояться взять его на руки. Старшее поколение чаще живет отдельно. Та обширная педагогическая информация, к которой пытаются обратиться новоявленные современные родители, часто дает противоречивые взгляды на воспитание и может иметь коммерческий характер.

• Вторая половина двадцатого века (в частности после второй мировой войны) характеризовалась понятием «детоцентричность семьи», когда родители были ориентированы на воспитание детей, могли не разводиться только чтобы не навредить детям, приносили в жертву карьеру (особенно женщины, старались жить «оседло».

• В современном мире произошла смена ориентиров с «детоцентричности семьи», на «взрослоцентричность». Особенно это проявляется в западных странах (но и у нас тоже) – люди легко разводятся, т. к. теперь и одна мать материально способна воспитать ребенка, частая смена места жительства из-за различных предложений по работе. Невозможность обзавестись собственным домом из-за дороговизны. Родители больше заняты своей работой, карьерой, своим развитием и отдыхом, чем детьми. Функция родителя сводится к тому, чтобы накормить, купить одежду, проверить домашнее задание. Родители не играют со своими детьми, не проводят время вместе с пользой для ребенка и мн. другое.

• Растерянность современных родителей перед тем количеством выбора по воспитанию, который сейчас есть в мире (в результате родители поступая тем или иным способом, не понимают правы они или нет, некоторые матери уже просто не доверяют себе – своей интуиции и здравому смыслу). Часто в разговоре современных родителей можно слышать психологические термины: привязанность, сензитивные периоды, нейропсихология, в этом возрасте ребенок должен уметь то-то, а в этом то-то и т. д. и реже мы говорим про любовь, чувства, отношения!

Хочется выразить надежду на то, что те кто прочитают эту статью задумаются о своем отношении к детям и тем современным реалиям в которых мы с вами живем.

Список литературы:

1. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

2. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М. : Издательский центр Академия, 2008. – 239 с.

3. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие /И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.

Психология образования

Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги)С. 19–34

Веракса А. Н., Горовая А. Е., Кисель А. В.

Феноменология и динамика развития внутренней позиции у современных младших школьников С. 50–67

Лубовский Д. В.

Социализация детей и семей в территориальном образовательном комплексеС. 68–74

Хайкин В. Л., Григорьев Д. В.

Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитанияС. 75–80

Хайкин В. Л., Григорьев Д. В.

Социально-психологическая ситуация как характеристика уникальности образовательного учрежденияС. 320–333

Котляр М. Л., Погодина А. В.

Психология профессиональной деятельности

Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности С. 198–208

Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В., Морева С. А.

Использование технологий асессмент-центра с целью профилактики и снижения уровня профессионального выгоранияС. 219–229

Стальнова И. А., Стальнов А. Г.

Психологическая реабилитация и коррекция

Исследование субъективного качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровьяС. 257–270

Бондарь О. В., Куртанова Ю. Е.

Условия психологической готовности учащихся к коррекции познавательной сферы (на материале чтения)С. 281–292

Киракосян А. Х.

Психология семейных отношений

Взаимодействие с матерью детей, рождённых в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) : привязанность и особенности стиля воспитанияС. 293–305

Дуева А. А.

Психологический инструментарий

Разработка и апробация метода диагностики особенностей развития субъекта общения (ОРСО)С. 334–344

Лиознова Е. В.

Научная жизнь

Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия С. 345–351

Гусева Е. П., Серова О. Е.

Стребелева, Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Найти точки божьей коровки»Дидактическая игра «Найти точки божьей коровки» Конспект проведения дидактической игры «Найти точки божьей коровки» Воспитатель: Еременко Елена Сергеевна (игра своими руками) Цель:.

Фотоотчет «Точки и линии. Путешествие в страну Графики»Фотоотчет «Точки и линии. Путешествие в страну Графики» Фото отчет Путешествие в страну "Графики" (точки и линии) Уважаемые друзья и коллеги! Хочу поделиться с Вами своей работой с детьми "рисование.

Математическая игра «Точки» для детей подготовительной группыМатематическая игра «Точки» для детей подготовительной группы Возраст: 6-8 лет. Количество игроков: 2-3 игрока. Задачи: упражнять детей в счете в пределах 6. Закрепить умение отсчитывать соответствующее.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

От точки до пейзажа (мастер-класс)От точки до пейзажа (мастер-класс) Ребенок от природы творец, все дети видят окружающий мир по – своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо уделять как можно больше внимание.

Создание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участкеСоздание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участке Важными качествами ребенка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети интересуются всем новым, неизведанным.

Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольниковВидовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.

Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре»Фоторепортаж «Выставка современного искусства «Кино» в Краснодаре» В середине августа в Краснодарском Выставочном зале изобразительных искусств состоялось открытие экспозиции современного искусства "Кино".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности современного родительства. Точки взаимодействия
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 16:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности современного родительства. Точки взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зорина (УИ 1076798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД