Ирина Власенко
Особенности работы с семьёй в современных дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно.
А. С. Макаренко.
В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Уникальные воспитательные возможности семьи определяются и в том, что родители лучше, чем кто-либо другой, знают своих детей, их обязанности, своеобразие интересов. Возможностей и психологических проявлений.
Публикация «Особенности работы с семьёй в современных дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Каждая мать и каждый отец хотят видеть своего ребенка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно лишь в том случае, если воспитательные усилия родителей будут совпадать с усилиями работников системы общественного воспитания.
Прежде всего, совместные усилия родителей и педагогов по воспитанию ребенка предполагают их взаимное уважение, внимательность и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые той и другой стороной меры отвечают интересам ребенка.
Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Например, на праздниках выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставках детского творчества работы своих воспитанников.
Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются :
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ; активное участию родителей в жизни дошкольного учреждения и повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей;
- овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- участие родителей в планировании образовательного процесса; изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада.
В родительских уголках должна быть след. информация:
1. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медики).
Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний.
Список необходимой одежды для мальчика девочки - по сезону.
2. Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.
3. План мероприятий для родителей на месяц.
4. Режим дня.
5. Расписание занятий.
6. Ф. И. О. воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время, когда они принимают родителей.
7. Ежедневный отчет о жизни группы.
8. Правила внутреннего распорядка для родителей.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.