наталья котова
Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы по развитию фонематического слуха
и фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
Публикация «Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия» размещена в разделах
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
По этому на I этапе развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки (звуки улицы, голоса людей и птиц, животных). Какие они по силе звучания; различать музыкальные звуки по звучанию (низкие – высокие, тихие – громкие). Большое влияние имеет использование аудиозаписей со звуками окружающей среды. Всё это способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти.
На протяжении II этапа надо научить детей различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания слова. Дети должны научиться не только различать голоса людей, животных, птиц, но и подражать им, передавая силу голоса, эмоции, расстояние откуда доноситься звук (близко-далеко, высоко-низко).
На III этапе надо научить детей различать слова близкие по звучанию, т. е. близкие по слоговому составу. Сначала дети учатся различать слова с помощью картинок ( рак-мак: разложить картинки в названном порядке, в дальнейшем без них (исправлять ошибки в словах, давать правильное название). Так же используются рифмовки-путаницы (капуста-папуста-лапуста) на исправление слов-ошибок, подбор похожих слов в рифму, развивая словесный поиск.
На IV этапе необходимо научить детей различать слоги, схожие и различные по звучанию. Из произносимых воспитателем цепочки слогов ребёнок должен назвать лишний слог (та-та-ба-та, или «зажечь» определенный слог, (поднимая нужный цвет).Такие занятия учат не только различать слоги, но и развивают слуховое внимание.
На V этапе учатся дети различать звуки. Начинать надо с дифференциации гласных звуков. Дети запоминают песенки-звуки, которые поёт Весёлый Язычок, а потом знакомятся с их графическим обозначением. В дальнейшем задание усложняется. Ребенок определяет место нахождения звука в слове, используя слово-полоску, разделённую на три части, для определения места звука в слове (в начале слова, в середине или в конце слова). Для этого упражнения подбираются слова, в которых гласные находятся под ударением (аист, река, мак). Параллельно с работой над гласными детей знакомят с понятиями «предложение», «слово». Главное уделяется артикуляции и различению оппозиционных звуков. Наряду с усвоением гласных, дети знакомятся с согласными. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные и только после этого переходят к основному разделу фонематического восприятия : опознавание звонких и глухих согласных в парах. Опознавание парных согласных в словах представляет большие трудности. Легче всего выделять эти звуки, если в слове после них стоят согласные «р» или «л», например брат-правда-блуза-платье-грач-кран. Внимание детей фиксируется на вибрации голосовых связок при артикуляции (дети прикладывают тыльную сторону руки к гортани и попеременно произносят б-п нужно добиваться, чтобы ребёнок правильно повторял любое чередование звонких и глухих согласных в слогах.
Задачей VI этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове, выделять ударный слог. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими –слоги. Составляются из полосок схемы односложных, двусложных, трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.
Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом слов, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки и постепенно переходят к полному анализу и синтезу. Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф, двусложных с закрытым слогом (кошка, клубок).
Вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков (лук-сук, мак-рак). В это же время усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки.
Основным приёмом при овладении чтения слога является чтение по следам анализа. При этом слог и слово складываются из разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс-соединение звуков в слоги, и чтение слов по слогам. К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и маленькие тексты.