Алла Тимофеева
Особенности партитуры для самодеятельного оркестра русских народных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности партитуры для самодеятельного оркестра русских народных инструментов
ЦЕЛЬ: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.
ЗАДАЧИ:
- применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте,
- понимать значение оркестровой партии в музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации, исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами,
- исполнять свою оркестровую партию,
Публикация «Особенности партитуры для самодеятельного оркестра русских народных инструментов» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- понимать дирижёрские жесты,
- расширение кругозора,
- развивать чувство ансамбля (чувства партнёрства при игре в оркестре)
План:
1. Введение. История появления оркестра народных инструментов.
2. Группы оркестра и их функциональность на примере русских народных песен «Ты воспой в саду соловейко» и «Как под горкой под горой»
3. Методы и способы формирования партитуры для самодеятельного оркестра, ансамбля народных инструментов
4. Итог
1. Введение.
Современные оркестры русских народных инструментов — серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства струнных, клавишных, ударных и духовых народных инструментов. Репертуар русских народных оркестров не ограничивается народной музыкой. На примере нашего оркестра, мы в этом убедились.
Невозможно рассказывать о работе дирижера над произведением по партитуре, не рассказав о составе инструментальных партий в партитуре русского народного оркестра.
Партитура - полная нотная запись музыкального произведения для оркестра. Можно сказать, что партитура — это ноты для дирижёра, в которой выписаны партии всех инструментов. Дирижер читает ноты одновременно вертикально, охватывая взором в одном такте сразу все партии и горизонтально, по голосам. Общая акколада служит для охвата всех станов партитурной строки, групповая акколада - для отдельных инструментальных групп, фигурная - для инструментов, не составляющих группы.
Состав русского народного оркестра.
В него входят: струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты.
В центре от дирижера – гусли. С левой стороны – группа домр, с правой – группа балалаек. Ближе к дирижеру – солирующие партии, глубже к середине аккомпанирующие (секунды, альты). По центру оркестра, за гуслями партия альтовых домр, духовых инструментов и баянов. Совсем позади всех инструментов – группа ударных инструментов.
История появления оркестра народных инструментов.
Не всем известны факты из истории России, о судьбе и выживании русских народных инструментов.
Известны факты из истории о том, что в Европе в XVII веке велась охота на ведьм. Это было время инквизиции и пострадало много невинных женщин, а вот о том, что на Руси с той же целью жгли балалайки и домры — знают лишь немногие. Инициатором уничтожения стал светлейший царь Алексей Михайлович, 19 лет отроду. Настолько набожного царя на русском престоле еще не бывало. И уже никогда не будет
Сын Михаила Фёдоровича, придя к власти, решил в одном из первых своих указов от 1648 года провозгласил борьбу с «бесовскими деяниями и игрищами». Нечистыми действиями считались купание в грозу, загадывание загадок, рассказывание сказок и разных небылиц. К разряду «бесовских» были отнесены шутливые песни, пляски и даже игра в шахматы. Больше всего пострадали музыканты, бродячие артисты и скоморохи. Вся их деятельность отныне выходила за рамки законной. Алексей Михайлович рассудил так: любые развлечения на ярмарках и в увеселительных заведениях приводят к лени и пьянству, а значит, отвлекают простой народ от труда и церковных служб.
Свои взгляды на жизнь народа, скоморохи проводили и в своих представлениях. Отсюда настоящие опасения царя. За ослушание скоморохов полагалось бить кнутами, а их «дьявольские сосуды» — гусли, балалайки и волынки — сжигать. Не имея возможности зарабатывать на хлеб, народные артисты стали переезжать на окраину государства, «на Украину». Иногда их туда выселяли насильно. Вот так «окраинные» территории Руси и стали заселяться гусельниками, балалаечниками, артистами и сказочниками.
Суровые гонения после смерти Алексея Михайловича закончились, но прежней популярности гусляры уже никогда не обрели.
Инициаторам возрождения и усовершенствованием русских народных инструментов стал виртуоз-балалаечник, родившийся в 1862г. в Тверской губернии Василий Васильевич Андреев. А в 1881г. организовал в Санкт-Петербурге из любителей игры на балалайках кружок, который в дальнейшем перерос первый в истории России в Великорусский оркестр. Вскоре этому оркестру рукоплескала вся Россия и Европа. В. Андреев в состав оркестра из балалаек ввел домры, гусли, гармони и жалейки.
С 1896 года оркестр стал носить имя своего создателя.
В 1919г. был создан другой Московский Великорусский оркестр Б. Троянова
Позднее, в 1945г., после смерти, оркестр стал носить имя Николая Осипова – виртуоза, балалаечника. Юношей выступал в концертах прославленного андреевского оркестра.
Композитор М. Ипполитов-Иванов говорил, что: «Осипов сделал в своих руках балалайку таким же совершенным инструментом, как скрипка».
стал носить имя Николая Осипова
Одновременно, в это же время, в 1886г., в России, благодаря Н. Белобородову, конструктору первых хроматических гармоник с клавиатурой, похожей на фортепиано, удалось организовать первый оркестр хроматических гармоник.
После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.
Возникла необходимость в открытии в музыкальных школах классов народных инструментов, а в дальнейшем в вузах и консерваториях.
2.
Группы инструментов оркестра и их функциональность
Каждый из инструментов оркестра русских народных инструментов имеет свою ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Их знание необходимо руководителю в процессе обучения оркестрантов, инструментовки пьес, подготовки репертуара.
Из всей группы струнных инструментов начнем рассказ с такого инструмента, как гусли.
Гусли. Сколько веков назад восточные славяне начали использовать такой музыкальный инструмент, как гусли, никому неизвестно. Кажется, что они были всегда. Их находят при раскопках, о них упоминают литературные памятники. В конце концов есть даже целый былинный герой - Садко. Он был непревзойденным умельцем играть на гуслях, благодаря чему и одолел морского царя.
Можно еще вспомнить легендарного певца Баяна, упомянутого в "Слове о полку Игореве". Гусли под его руками словно оживали и сами пели прекрасные песни. Впоследствии именем Бояна был назван инструмент баян.
В общем, без гуслей жизнь русичей представить себе невозможно. В оркестре гусли выполняют аккомпанирующую функцию, а иногда исполняют соло. (исполняется фрагмент на гуслях рнп «Ты воспой в саду соловейко»)
Балалайка.
Начиная рассказ о группе балалаек, отмечаем, что балалайка - родственница гитары, лютни, мандолины. Продолжая рассказ, обращаем внимание на характерный звонкий солнечный голос балалайки примы, приемы звукоизвлечения. Рассказываем о том, как важна роль балалаек секунды, альта в оркестре. Показ игры на инструментах группы - непременное условие. («Каки под горкой под горой», «Ты воспой в саду соловейко»)
В оркестре несколько групп и видов балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас. Все, кроме примы несут аккомпанирующую функцию, примы – соло.
Все балалайки отличаются размером и строем. Балалайки альт и контрабас – транспонирующие инструменты.
Инструменты, не требующие мелкой техники, - балалайка секунда и альт – обычно играют кожаным медиатором из-за толстых струн. Эти инструменты не требуют подвижности, беглости, техника игры на них достаточно проста. На балалайку секунду и альт можно посадить участников, впервые знакомящихся с музыкальными инструментами, с игрой в оркестре. Обычно за два- три месяца обучения они играют партии аккомпанемента средней трудности.
Крупные инструменты - балалайка бас и к- бас, поручаются обычно ребятам высокого роста, физически хорошо развитым, с сильными кистями рук и хорошим чувством ритма.
Домра.
В оркестре солирующий инструмент. В оркестре разновидности: малая, альтовая, басовая. В. Андреев нашел инструмент в плачевном состоянии и отреставрировал. Своим сходством может сравниться с лютней в Европе. Лютня стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы.
В арабском мире родственница домры пришла к нам через Персию в Закавказье из Египта.
Как показывает история – эволюционный и культурный процесс в мировом пространстве происходил параллельно и взаимосвязанно. Появление одного изобретения, обязательно повлечет появление подобного в другом месте, благодаря торговле.
Баян
Баян обычно не нуждается в представлении.
В оркестре выполняет солирующую партию, как правило виртуозную.
У истоков создания, реконструкции и производства хроматических гармоник в России был гармонист Н. Белобородов – основатель в 1886г. первого оркестра хроматических гармоник.
Духовые инструменты
В народном оркестре больше применяются деревянные духовые инструменты из симфонического состава: флейта, гобой, кларнет. Нередко применяются и народные духовые инструменты: свистульки, рожки, жалейки и др.
Встречается в народном оркестре «Флейта пана», на которой играл бог лесов Пан. Известна в народе, как КУВИКЛЫ
Народные духовые инструменты жалейки, а их у нас три, были введены в оркестр после того, как участники освоили основные инструменты. Жалейки применяются эпизодически, и играют на них ребята, которые уже освоили балалайки.
Ударные инструменты
Известно, что ударные инструменты – это украшение любого оркестра. Ударные инструменты поддерживают оркестр в самых кульминационных моментах, позволяют добиться более яркого звучания, сохраняют метроритмическую пульсацию, более полно раскрывают музыкальный образ, содержание произведения. При работе над достижением ритмического движения большое значение имеет у всех участников выработка опоры на метр.
Роль метрической опоры в оркестре исполняет партия балалайка- контрабас, тембр которой выделяется на фоне звучания других инструментов. Подчеркивая сильную долю такта, балалайка-контрабас может активно регулировать общее музыкальное движение. Ни один из инструментов оркестра, даже контрабас, сыгравший партию неточно (мелодически, гармонически, ритмически, не оказывает такого отрицательного влияния на ритм оркестра в целом, как ударные инструменты. Т. е., если ошибется басист – это не столь будет заметно, если с ритма собьется ударник.
Русского происхождения — бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п. Европейские — литавры,колокольчики и другие (аналогично симфоническому
оркестру)
Большую помощь в достижении синхронности партий оказывает ритмическая группа ударных инструментов (барабан, тарелка, бубен, коробочка).
Применение ударных инструментов в оркестре можно разделить на три раздела:
• Подчеркиваниединамическойкульминации (литавры, тарелки, м. барабан) «Ты воспой в саду соловейко» - тарелка, барабан – «Синий платочек»;
• подчеркивание ритма (м. барабан, бубен, треугольник);
• колористическое окрашивание (бубенцы, колокольчики, ложки, свистульки, коробочка и т. д. (на музыкальном примере: «Как под горкой» - бубен, трещетки, бутылочка, треугольник, «Ты воспой в саду соловейко»- свистульки).
В русском народном оркестре обычно используются те же ударные инструменты, что и в симфоническом. Все ударные инструменты делятся на: шумовые инструменты и инструменты, которые имеют определенную высоту звука.
Но не все инструменты есть в составе учебного оркестра. Можно заменить некоторые инструменты:
литавры - большой барабан или тарелка,
колокольчики и ксилофон – синтезатор («Тульский самовар»)
3.
Методы и способы формирования партитуры для самодеятельного
оркестра, ансамбля народных инструментов
Форма и методы обучения, практикуемые в работе коллектива
• Урок – групповое занятие
• Урок – сводная репетиция
• Урок – генеральная репетиция
• Урок – концертное выступление
Составной частью обучения и воспитания коллектива является участие в открытых концертах, фестивалях, конкурсах, которые стимулируют работу, так как придают деятельности коллектива общественную значимость, делают ее более целенаправленной и интересной, развивают артистичность, творческое внимание, чувство ответственности.
В процессе планирования репетиций назначаются, кроме того, индивидуальные и групповые занятия. На индивидуальных занятиях, которые необходимы в работе педагов-специалистов с учащимися, ведут отработку оркестровых партий, уделяют внимание расстановке аппликатуры, выбору позиций, отработке штрихов и динамики. Кроме того, все педагоги играют в оркестре, исполняя ведущие партии.
Репетиция – основная форма работы в оркестре. Исходя из требований детской школы искусств, репетиционной базы и свободного времени, участников оркестра, руководитель определяет количество репетиций.
Методом обучения и способами работы руководителя и участников коллектива, при помощи которых развиваются способности, являются:
• проверка знаний, умений и навыков по пройденному и текущему репертуару;
• познание нового, т. е. изучение новых штрихов, приемов игры, определение рациональной аппликатуры, работа над звуком и правилами чтения нотного текста;
• закрепление изученного материала, установка единства фразировки, динамики, темпа; выявление характера и содержания произведения; повторение пройденного материала на более высоком художественном уровне.
Центральным звеном учебного процесса является познавательная деятельность участников оркестра, закрепленная в концертной практике.
Малые составы.
Небольшие по своему составу (дуэт, трио, квартет и т. д., они являются наиболее целесообразным способом коллективного обучения на русских народных инструментах. Такие ансамбли - основа при формировании и развитии оркестра.
В то время как основная часть оркестра занята планомерной творческой работой, ансамбли уже могут вести концертную работу, они как бы заменяют на определенное время оркестр, предоставляя ему возможность хорошо подготовиться к первому выступлению. Ансамбль более мобилен, его удобнее использовать в концертной практике. Руководитель имеет возможность большее количество времени уделить всестороннему воспитанию музыканта - исполнителя.
Игра в ансамблях развивает гармонический слух, воспитывает чувство ритма, умение читать ноты с листа, слышать друг друга. Все это необходимо для игры в оркестре.
В отличие от оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамблях каждый голос – солирующий. Поэтому на исполнителей в ансамбле ложится большая ответственность, чем в оркестре. Каждый промах, каждая ошибка будут заметны при исполнении. В ансамбле каждый голос может быть солирующим, в отличии от оркестра.
Подбор репертуара для ОРНИ
Правильно подобранный репертуара для ОРНИ – дело непростое. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю и концертмейстеру приходится выбирать пьесы.
В репертуаре оркестра должны быть такие пьесы, которые можно было бы исполнять в различных аудиториях, на различных мероприятиях. Каждый концерт – на открытой площадке, смотре-конкурсе и т. д. – требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно открыть или закрыть соответствующее мероприятие и создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.
Формирование и организация работы любительского народного оркестра
Текучесть участников в любительском оркестре - явление нежелательное, но избежать его полностью практически невозможно. В любом самом стабильном коллективе происходит смена участников. Поэтому чтобы творческая судьба коллектива не зависела от этих, подчас неожиданных потерь, нужно постоянно работать над привлечением новых музыкантов, планомерно готовить их к игре в оркестре, т е. все время решать задачу “воспроизводства” оркестра, проблему ближайшего резерва. Работа эта сложная. От того, насколько своевременно она проводится, зависит дееспособность коллектива, преемственность музыкантов, а значит, плодотворность деятельности руководителя.
В нашем любительском оркестре занимаются ученики музыкальной школыи преподаватели.
Ближайшим резервом для оркестра являются учащиеся других отделений музыкальной школы, желающие овладеть народными инструментами и участвовать в коллективном музицировании.
В планах руководства нашего оркестра вовлечение в коллектив всех желающих, независимо от их умения играть на каком-либо инструменте, знания нот, способностей. “Обучение на русских народных инструментах доступно всем без исключения, - пишет В. Чунин. «Степень музыкальной одаренности на первоначальном этапе также не имеет существенного значения. Практика показывает, что абсолютно неспособных к музицированию людей нет, а тех скромных задатков, которыми обычно обладают даже самые немузыкальные, на первый взгляд, люди, вполне достаточно, чтобы начать обучение».
Однако такая кампания потребует дополнительного штата педагогов, которые занимались бы с детьми без музыкальной подготовки индивидуально и небольшими группами. На данном этапе эти организационные моменты пока не решены. При формировании оркестра важным этапом является распределение участников оркестра по инструментам. От того, насколько верно это сделано, будет зависеть успех дальнейшей работы.
Нельзя оставить без внимания и желание каждого участника играть на том инструменте, который ему больше нравится. Участников, владеющих каким-либо инструментом - баяном, флейтой, аккордеоном, домрой или ранее игравших на них, оставляем на своих инструментах, учитывая при этом количественное соотношение оркестрантов в группах оркестра. Если, например, баянистов достаточное количество, предлагаем тот инструмент, который более необходим.
Существует общая схема расположения любых оркестров: инструменты, ведущие мелодию, находятся в первых рядах, аккомпанирующие - в середине, позади них - басы и контрабасы.
Партитура-это система записи нотных станов, на которых в определенном порядке размещены партии разных инструментов. Структура оркестра или ансамбля графически отображается в партитурах при помощи акколад, различающихся между собой по функциям. Так, общая акколада служит для охвата всех станов партитурной строки, групповая акколада - для отдельных инструментальных групп, добавочная - для объединения станов однородных или близко родственных между собой инструментов, фигурная - для инструментов, не составляющих группы.
Хотя состав оркестров или ансамблей может быть различным, однако порядок расположения инструментов в партитуре всегда определяется общепринятыми правилами. Безусловно, существует сложившийся временем эталон составов, что позволяет унифицировать репертуар по типам и видам оркестров (например, произведения для симфонических, духовых, эстрадных, народных оркестров и др.). В то же время, существуют составы оркестров, чаще народных, которые не подходят к уже сформированным стандартам. На практике оркестры смешанного состава формируются из тех музыкантов, которые имеются в конкретной музыкальной организации или административном регионе.
Таким образом, создание партитур основывается на противопоставлении оркестровых функций при сохранении внутрифункционального единства. Горизонтальные и вертикальные функции в многотембровом и однотембровом составе выделяются при помощи различных средств выразительности, к которым отнесем закрепление элементов фактуры за определенными партиями, ритмическую организацию и динамическую контрастность, штриховое разнообразие и тесситурное различие. Вертикальная последовательность имеет следующие характерные признаки: звуки выстраиваются вертикально один под другим и образуют гармонические созвучия, которые организовываются в определенной ритмической последовательности. в оркестровом crescendo или в фактурном показе кульминации необходимо использовать дополнительные тембры инструментов.
В народно-инструментальной музыке элементы мелодии часто внедрены в интервальный рельеф вариации и вложены в другие элементы фактуры, в результате чего появляются «скрытые» мелодические голоса. В оркестровых партитурах их следует показывать в отдельных партиях,
Горизонтальные последовательности в музыкальной фактуре отвечают за функции мелодии, подголоска, противосложения. Они всегда улавливаются на слух, и в инструментовке всегда выводятся на первый план.
Аккорды и интервалы относятся к вертикальной гармонической функции
История дирижерской палочки
Дирижер показывает схему размера такта, для ритмичного и одновременного исполнения ммузыкантов оркестра. Все понимают схемы и размеры такта, т. к. учащиеся проходят основы дирижированиея на сольфеджио.
История уходит корнями в глубокую древность, где у первобытных людей, исполнявших ритуальные танцы были свои «дирижеры» - чаще всего телодвижения или палки с камнями.
Со временем музыкальный язык усложнялся и от дирижера требовалось не только отстукивание ритма, но указание на характер исполняемого произведения. Главным оружием – стали руки.
Многие дирижеры отсчитывали такт ударами баттуты о пюпитр. Баттута, как и многие музыкальные термины, произошла от итальянского слова battere: бить, ударять.
Оркестр благодаря этому играл более стройно, но постоянные удары мешали слышать музыку. Пытаясь преодолеть ненужный шум, дирижеры часто заменяли баттуту другими предметами: носовым платком, свернутыми в трубку нотами. И к XVIII веку в дирижировании царил полный разброд: каждый дирижировал, как хотел и чем хотел.
Нет, в самом деле, иногда кажется, что дирижер – это какой-торасшалившийся карапуз, который, размахивая руками, только мешает играть оркестру и слушать музыку. На самом деле, в прошлом руководитель оркестра вел себя еще более бесцеремонно и громко. Он колотил в пол, отбивая ритм, огромной баттутой – тяжелой, громоздкой деревянной тростью.
Позже по мере усложнения музыкальных произведений появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло так называемое тихое дирижирование.
Нет, дирижер не стал быть баттутой тише. А просто стал дирижировать руками. Такое тихое дирижирование можно наблюдать и по сей день.
Но при тихом дирижировании музыкантам не всегда удается уследить за движениями руки дирижера. Поэтому в XVII – XVIII веках дирижеры стали использовать различные предметы, например смычком, чтобы сделать жест более заметным и, конечно, выразительным.
Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон, к примеру, дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Кстати, все эти подручные предметы отнюдь не безобидны. Каждый уважающий себя музыкант знает, что причиной смерти французского композитора Жана-Батиста Люлли, стала именно «дирижерская палочка». В то время в качестве этой самой палочки дирижеры использовали прогулочные трости, которыми отстукивали ритм по полу. И вот 8 января 1687 года, дирижируя оркестром, Люлли сильно ударил по ноге наконечником трости. Эта, казалось бы, несущественная рана, однако, привела к заражению крови и скорой смерти композитора!
Кто же тот смельчак, кто первый вышел к оркестру с маленькой дирижерской палочкой в руке?
Известная нам небольшая дирижерская палочка вошла в употребление лишь в XIX веке, и популяризовал ее немецкий скрипач, композитор и дирижер Людвиг Шпор (1784 – 1859). Однажды на выступлении, которое было в 1820 году, он свернул бумагу в тоненькую трубочку, которая стала как бы продолжение его руки.
Это знаменательное событие произошло в 1820 году на концерте в Англии. Шпор свернул лист белой бумаги в тоненькую трубочку. И с этого времени дирижерская палочка стала легкой и светлой и вошла в обиход дирижерского дела.
Почему обязательно светлой?
Поэтому музыканты должны хорошо видеть палочку даже в темноте.
Палочки, как и мебель, делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева. А иной раз - из серебра и золота.
Говорят, что Юрию Темирканову на его 60-летие тогдашний питерский губернатор Яковлев подарил палочку, усыпанную изумрудами и сапфирами.
4.
Итог плодотворной и успешной работы оркестра
Принципы подбора репертуара.
- ознакомительный,
- учебно-репетиционный,
- концертный репертуар.
Выбор репертуара зависит от состава и музыкальной подготовленности оркестра.
Виды работы.
Выстраивание каждой группы. Проверка строя всего оркестра. Сохранение оркестровых функций. Соотношение тембров различных групп в зависимости от их значения в общем развитии драматургии музыкального произведения. Умение оркестрантов слушать фактуру оркестровой ткани и естественно включаться в звучание оркестра. Соблюдение форм и методов проведения занятий с коллективами. Работа с ансамблями (группами) различных составов – обязательная часть работы оркестра. Индивидуальная, групповая и обще оркестровая форма проведения оркестровых занятий и их взаимосвязь. Содержание и направленность обще оркестровых репетиций. Основные методы работы с любительским коллективом: объяснение, звуковая наглядность, мануальный показ. Их сущность, значимость и условия применения в процессе оркестровых занятий.
Индивидуально-групповая форма репетиций – наиболее приемлемый вид занятий с начинающим оркестром.