Получи документы

Особенности форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями в соответствии с ФОП

Дилара Сутенова
Особенности форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями в соответствии с ФОП
▼ Скачать +Заказ

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы в ДОУ являются :

- Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

-Корректирование и предупреждение речевых нарушений во всех видах деятельности.

Публикация «Особенности форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями в соответствии с ФОП» размещена в разделах

-Создание пространственно-речевой среды (организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка)

- Механизм взаимодействия между всеми специалистами:

- Повышение профессионального уровня всех специалистов

-Осуществление тесного взаимодействия с родителями;

Существуют несколько форм коррекционно-развивающей работы в ДОУ :

Основной формой коррекционного обучения является непрерывная образовательная деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме : фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий.

Фронтальные и подгрупповые Нод Здесь происходит коррекция речи, развитие речи, формирование элементарных математический представлений, физкультура, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное – благодаря этим видам деятельности дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, совершенствуют разговорную речь, обогащают словарный запас, участвуют в коллективной деятельности, учатся воспринимать чужую речь, а так же идет работа над дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. На занятиях идет работа по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываются пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, идет работа по закреплению словообразования.

Тематический подход. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив, так и для ее активизации.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в НОД обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

В фронтальных занятиях мы учитываем следующие требования:

1. Должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить. (в зависимости от периодов)

.Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится в течение каждого дня. – направлена на изучение с детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, развитие фонематического слуха в играх, так же идет работа по постановке звуков, а затем по автоматизации поставленных звуков. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, к более быстрому проговариванию. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов, к называнию предметов, проговаривание предложений описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Ещё одной из форм работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Мы организовываем образовательную ситуацию в любое время в режиме дня. Ситуация общения - это или специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании коммуникативных умений и навыков. (беседы, различные виды игр, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, театрализованные постановки, создание игровой обучающей ситуации и обучение игровому (диалогическому) общению. Так же сюда относятся игры-викторины («Знатоки природы», «Кто лучше знает свой город», «В гостях у сказки» и т. д., направленные на упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, составлении рассказов, развитие и использование средств языковой выразительности. подвижные, дидактических игр дети вступают в контакт со сверстниками, что является мотивом к коммуникативной деятельности, приобщаются к выполнению основных правил ведения диалога.

В режимных моментах – утренняя гимнастика, прием детей, кормление, гимнастика после сна и т. д. – позволяют развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, подражательность и творческие способности, раскрывать эмоциональное отношение ребенка к значению слова;

- прогулка, которая включает в себя наблюдение в природе, подвижные игры и игры - упражнения, труд в природе – все это позволяет обогащать, уточнять и активизировать лексический запас воспитанников, выполняя речевые и практические задания, а так же формирует коммуникативную компетентность детей.

Коррекционно-речевая работа осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Метод Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико - грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения, мы активно применяем его в группе. Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования:

- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Метод проектов. Так же широко используем его в группе. Проекты у нас есть длительные (экспериментальная деятельность, так и краткосрочные (по темам и к праздникам «Защитники Отечества», «Моя семья», «Герои войны»). Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. Проекты развивают эмоциональную сферу и музыкально-эстетические чувства дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, музыкально-эстетических способностей.

Логосказки способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, раскрепощение.

Выделяют несколько видов логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров.

Так же мы используем такие нетрадиционные методы, как

• Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей шишками, и др. природным материалом

• Музыкотерапия (релаксация)

• Театрализация

• Сказкотерапия

• Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка

• Крупотерапия – игры с крупой (бассейн)

• Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса чтения, снимают мышечную напряженность.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Формы работы с родителями по речевому развитию детей

В формировании речи дошкольника большую роль играет его окружение: родители и педагоги. От того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют его речевому развитию, во многом зависит успех дошкольника в усвоении родного языка Овладение речью успешнее идет тогда, когда с ребенком занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. В работе с родителями мы используем различные формы работы.

Коллективные формы работы по речевому развитию дошкольников с семьей :

- родительские собрания (На собраниях родителей знакомят с задачами работы по развитию речи на текущий учебный год, рассказывают, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, знакомят с ошибками в речи детей.);

- анкетирование (В ходе анкетирования можно выявить, в каких условиях живет ребенок, каков уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей.);

- консультация (Это могут быть консультации по запросам родителей, консультации по итогам диагностики и т. д. Консультации должны быть четкими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал.);- выставка пособий, дидактических игр;

- библиотека для родителей (В такой библиотеке могут быть не только книги, но и пособия, игры, картотеки и т. д.);

- просветительская работа (Это могут быть консультации, папки - передвижки, стенд, газета и т. д. Можно использовать такие рубрики, как «Тема недели», «Советы для родителей», «Повторите с ребенком дома».);

- проектная деятельность (Она предполагает активное сотрудничество всех участников образовательного процесса и обеспечивает интегрированный подход в обучении и воспитании детей. Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество.)- семинар – практикум, тренинг (На семинарах-практикумах показываются в действии нужные приемы и методы взаимодействия родителей с детьми, которые затем анализируются и обсуждаются.);

- беседа;

- открытое занятие с показом деятельности педагога с детьми по развитию речи (Родители могут увидеть достижения собственных детей, а также работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы);

- игротека с родителями (Её цель — демонстрация полученных детьми умений и навыков на игровом материале. Родители принимают активное участие в игре с детьми.);

- совместные мероприятия с родителями: театрализованные праздники, досуги, развлечения, конкурсы, викторины

- презентации, видеоуроки, практикумы, подготовленные педагогами и представленные в электронном виде.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту»Дидактическая игра по речевому развитию и развитию фонематического слуха для дошкольников «Помоги Коту» Цели игры: -развитие фонематического слуха детей -развитие речеслухового внимания -закрепление умения детей выделять звук в любой позиции.

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями в соответствии с ФОП
Опубликовано: 3 сентября 2023 в 20:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников с речевыми нарушениями в соответствии с ФОП» (включая файлы) размещена пользователем Дилара Сутенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД