Екатерина Сагадеева
Основы безопасности детей дошкольного возраста с использованием дистанционных средств образования
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАНИЯ»
В современном дошкольном воспитании все чаще педагоги и психологи обращаются к проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, соблюдения ими правил собственной безопасности. Они утверждают, что формировать основы собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом периоде происходит активное вхождение ребенка в окружающую действительность и ее познание.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Актуальность формирования основ безопасности обусловлена необходимостью формирования компетентности у детей дошкольного возраста в соблюдении основ собственной безопасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.
4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность.
5. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.
6. Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре, «002»(вызов полиции, «003» («скорая помощь»).
7. Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
8. Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.
9. Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.
10. Учить детей выходить из сложных проблемных ситуаций.
11. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.
12. Формировать предпосылки экологического сознания.
13. Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.
Доктор педагогических наук профессор С. А. Козлова утверждает, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.
В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим миром.
На сегодня одними из востребованных средств являются дистанционные средства обучения. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с воспитанниками и их родителями и оказания помощи в вопросах формирования основ безопасности. Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент: видео- и аудио-лекции, тесты, задания, социальные сети (группа в «Вконтакте», сайт учреждения (содержащий информацию для родителей по вопросам безопасной жизнедеятельности детей, дистанционные телеконференции (через платформу «Zoom») могут проводиться, как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки, дистанционные родительские собрания.
Через социальные сети участники воспитательного процесса обмениваются фото-, видео-, аудиоматериалами, задают интересующие вопросы по формированию основ безопасности, комментируют информацию. Воспитатель непосредственно знакомит законных представителей с планами работы по данной теме, рекомендует ссылки для самостоятельного просмотра видеороликов и мультфильмов по формированию основ безопасности.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена информация о жизни детского сада. Сайт содержит информацию для родителей по вопросам формирования основ безопасности ребенка : консультации, проводимые мероприятия по соблюдению правил безопасности. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей.
Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации, например, распространение памяток о соблюдение правил безопасности в период карантина, самоизоляции, в период повышенной готовности, распространение памяток «Соблюдай правила дорожного движения – будь примером для детей» и др.
Дистанционные родительские собрания позволяют достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний на тему безопасности (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом. В детском саду проводятся родительские собрания на тему : «Безопасность в вашем доме», «Телевидение, видео, компьютер: плюсы и минусы», «Правила дорожного движения», «О летнем отдыхе детей» и другие.
Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т. д. образования. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. – Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. :«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-144с.
2. Белая К. Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019.- 64с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2018 – 128с.
4. Лукина Л. И. – Безопасность ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016.-144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М. : Педагогическое общество России. 2015г.
6. https://www.youtube.com/watch?v=RhTulcVe0qg
7.https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%BE+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%B2+%D0%B4%D0%BE%D1%83&path=wizard&parent-reqid=1603444140861804-477413251156463455500113-production-app-host-man-web-yp-377&wiz_type=vital&filmId=3202085424355529994&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F5696959994809242240
8.https://yandex.ru/video/preview?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D1%83&path=wizard&parent-reqid=1603444140861804-477413251156463455500113-production-app-host-man-web-yp-377&wiz_type=vital&filmId=10735085583695356867
9. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий : https://edu.gov.ru/ .