ирина пупкова
Мастер-класс для педагогов «Основные приёмы игры на деревянных ложках»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. (Слайд 2)
Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращаемся к истокам народной педагогики, и строим модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки. Именно музыка помогает детям изображать волшебный музыкальный мир с помощью своих мышечно-двигательных ощущений.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Основные приёмы игры на деревянных ложках“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Эта тема является в настоящее время особенно актуальной на мой взгляд, потому что утраченные традиции мы сегодня пытаемся сохранить, возвращаясь к народной культуре.
Цель: (Слайд 3)
- Создание условий для ознакомления педагогов с образовательной
технологией обучения игре на ложках, как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.
- Изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста.
Задачи: (Слайд 4; 5)
*Познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным инструментом, и использованием ложек в процессе музыкального воспитания
*Познакомить участников с основными методами и приёмами игры на ложках.
*Развивать творческую инициативу, фантазию, воображение;
*Воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту, желание научиться играть на них.
*Повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический.
Оборудование: Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, деревянные ложки (по две на человека).
Программа мастер-класса :
Iчасть Теоретическая
IIчасть Практическая
III часть Заключительная
I часть Теоретическая.
(Слайд 6)
Звучит р. н. м. «Барыня»
Почему именно о деревянной ложке пойдет сегодня речь? Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.
Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание дошкольников. Помимо воспитательной роли, она помогает развитию музыкальной памяти, ритмического и тембрового слуха, помогает выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Также игра на ложках развивает координацию движений и быстроту реакции, «лечит» детей от рассеянности, невнимательности, заторможенности или, наоборот, от гиперактивности.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.
Формирует навыки вербального и невербального общения
Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание
Развивает навыки крупной и мелкой моторики
Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность.
Для любого детского праздника ансамбль ложкарей – это эксклюзивное украшение, а для зрителей – восторг и незабываемые впечатления.
Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.
(Слайд 7).
Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные
столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы, украшались резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.
И пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть.
Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры, и я вам сегодня покажу основные.
Итак: Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми основными приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте, и мы с вами попробуем их освоить. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
При обучении игре на ложках необходимо пользоваться правилом, плавно переходить от простого, к сложному.
Вводная часть (индуктор)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …
– Вы три раза должны хлопнуть,
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнитесь:
Дружно за руки возьмитесь,
Устремите взгляды ввысь
«Чудо, чудо появись!»
Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А какие именно музыкальные инструменты лежат, вам поможет моя загадка.
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
- Правильно, отгадали, это ложка, деревянная, расписная.
(Открываю сундучок, достаю ложки и раздаю участникам мастер-класса)
II часть Практическая.
1 Этап обучения игре на ложках.
- У кого в руках ложки, давайте сначала рассмотрим из чего она состоит.
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать).
Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.
Держат ложки за черенки, а черпаки тыльными сторонами смотрят друг на друга. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Зажим ложек не сильный.
Известно множество приёмов игры на ложках, но многие для детей дошкольного возраста сложны. Сегодня я покажу вам несколько основных элементарных приемов, которые являются отличным материалом для музицирования. Это те «кирпичики», из которых ребёнок потом с помощью педагога сможет построить сложные ритмические сооружения.
Посадка при игре. Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
Ребенок учится играть, взяв в каждую руку по ложке
Первый этап.
Слайд 8.
Нужно держать ложки за черенки и ударять друг о друга «щеками».
«Рукой левой мы возьмём,
Рукой правой мы возьмём,
Стукнем раз, стукнем два -
Получается игра»
1-й приём : Игра двумя ложками : Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существует две разновидности этого приёма.
А) Когда черпачки движутся навстречу друг другу. (Показ).
Б) И когда одна ложка находится перед собой, а удар приходится другой ложкой сверху. (Показ)
*Прием №1. «Часики».
Слайд 9.
С освоения первого простейшего приема «Часики» начинается обучение игре на ложках. Он применяется уже в младшем дошкольном возрасте. При помощи его у детей появляется возможность без особого навыка выполнять ритмические рисунки, что позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.
Показ игры на ложках.
Динамика звука регулируется силой удара.
А теперь ударяем под музыку, только все вместе, дружно.
Выполняется «Часики» четвертными длительностями.
Молодцы!
*Прием №2. «Тарелочки».
Слайд10.
Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).
*Приём №3. «Лошадка»
Слайд 11.
Полость черпака одной ложки зажать в ладони левой руки. Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты. Этому приему игры придумали название – «Лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цокания копыт лошади. Пробуем?
Показ игры.
Ритмический рисунок можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары.
Второй этап:
*Приём №4. Игра «На двух ложках»
Слайд12.
Ложки держим в правой руке, между черенками ложек находится указательный палец. Большой палец сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами смотрят друг на друга. Расстояние между ними 2-3см. Вот и всё, ложки готовы к игре. Перед тем, как начать играть, давайте определим ударные точки, это может быть ладонь, Бедро (чуть выше колена,правой и левой ноги, удар по плечу, все эти ударные точки могут чередоваться между собой.
*Прием «А»«Коленочки».
Слайд13.
«По ладошкам мы стучим,
Весело играем.
По коленочкам стучим,
Дружно повторяем»
Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
Показ игры.
*Прием» «Б» «Плечики».
Слайд14.
Можно также постучать и по плечикам.
Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
Третий этап: Игра на 3-х ложках
Слайд15.
*Приём№5 «Лягушка» Держим в правой руке одну ложку, в левой – две ложки. Теперь, между средним и безымянным пальцем зажимаем одну ложку, таким образом (Показ). И пробуем 1-ое упражнение (Показ, как на пружине, руку не расслабляем, иначе ложка может выпасть.
Другую ложку выпуклой стороной укладываем между первым и указательным пальцем, сильно прижимаем первым пальцем, иначе она будет скользить. И начинам удар, его называют «Лягушкой». И чтобы завершить этот приём добавляем удар по нижней ложке (Удар, хлопок).
*Прием №6. «Трещетка».
Слайд16.
Сомкнём две ложки между пальцами, одну - между первым и указательным, вторую – между средним и безымянным, и потрещим, просто поводим ложкой быстро-быстро. Можно и между черенками, получится как трещётка.
Показ игры.
А теперь под музыку! (проигрываем под музыку каждый приём)
III часть Заключительная
Вот мы и разучили шесть приёмов игры на ложках.
А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,
Значит играем - ансамблем.
Слайд 18
Сначала играем 1 приёмом, 2, 3 и т. д. по показу.
После вступления, начинаем играть сразу. Приготовились. Начали.
Молодцы! У нас все прекрасно получилось! Как вы себя почувствовали в ансамбле ложкарей?
Итог: Вот видите, что может получиться при помощи вот этих простых деревянных ложек, как мы вместе и дружно научились играть на ложках. Надеюсь, освоенные вами приемы вдохновят вас и помогут в дальнейшей работе с детьми.
Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Рефлексия.
Слайд19
А теперь прошу вас оценить мой мастер-класс. Кому понравился мой мастер-класс пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился оставят ложки на коленках.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша. Всего вам доброго.
Спасибо за помощь!