Татьяна шинкарева
Основные принципы организации центра театрализованных игр и сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы организации центра театрализованных игр и сюжетно-ролевых игр
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта.
Публикация «Основные принципы организации центра театрализованных игр и сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные уголки и центры в группе
- Темочки
Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра – источник развития. Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребёнка.
Основным и наиболее доступным средством социализации детей является сюжетно-ролевая игра, поскольку является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве.
Сюжетно-ролевые игры носят отражающий характер, в них ребёнок творчески воссоздаёт заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события.
Учитывая условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно. Перед педагогами стоит задача, помочь ребёнку сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Поэтому, предметно-игровая среда в группе обеспечивает различные виды активности детей, помогает ему получить знания разносторонней информации об окружающем мире. Оборудование размещается по принципу нежёсткого центрирования, что позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Предметная развивающая среда организуется с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Содержание предметно-развивающей среды группового пространства соответствует интересам мальчиков и девочек, постоянно обогащается, чтобы дошкольники в течение дня могли найти для себя увлекательное дело.
Учитывая то, что девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями, в группе создаются условия для игр на социально-бытовые сюжеты : «Семья», «Салон красоты», «Больница», «Супермаркет», «Столовая» и т. д. Девочки часто разыгрывают сюжеты из мультфильмов и книг: «Бал Золушек», «Страна принцесс», «Мисс красавицы» и другие, используя атрибуты для создания образа из центра «Ряженья».
Мальчиков заинтересовывают технические и общественные игровые сюжеты : «Путешествие на корабле», «Общественный транспорт», «Космонавты», «Спасатели», «Строители», «Полицейские» и т. д.
В группе находится бросовый материал для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов.
Развивающей среде уделяется большое внимание не только в групповом помещении, но и на групповом участке. Где также создаются необходимые условия для полноценной реализации потребности детей в активном познании окружающего мира.
На игровом участке группы у дошкольников есть возможность совершить путешествие на корабле, распределив роли и выбрав отважного капитана.
Имеется домик с приусадебным участком, в котором хозяйничают в основном девочки.
Мальчики имеют возможность побыть водителями, оказавшись за рулём мотоцикла или машины, потренироваться в знаниях дорожного движения.
Большое внимание в группе уделяется эффективности восприятия детьми столь сложного материала, как правила безопасности на дороге. В группе создано особое предметно-развивающее пространство, которое включает в себя необходимую литературу, картотеку стихов и загадок о дорожных знаках и транспорте, наборы разрезных картинок по теме «Транспорт», сюжетно-ролевые игры, дорожные знаки, схемы безопасного поведения на улице.
Хочется отметить, что необходимо систематически и целенаправленно обогащать опыт детей по формированию знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей, через экскурсии и целевые прогулки, с дальнейшим моделированием наблюдаемого объекта для качества сформированности знаний.
Среди многочисленных игр особой любовью детей пользуется игра в «театр», драматизации, в основу которых положены сюжеты хорошо известных сказок, рассказов или театральных пьес. Зрелищность театрализованных игр вызывает у детей радость, а сказочность усиливает привлекательность.
Руководствуясь девизом программы «Чувствовать, познавать, творить», необходимо пробудить творческую активность детей, стимулировать их воображение и желание включиться в театральную деятельность.
Театрализованная деятельность по сути своей синтетическая, она естественно объединяет все виды художественной деятельности, все виды детской активности и, соответственно, способна влиять на гармоничное всестороннее развитие ребёнка.
Организованный в группе «Театральный центр», помогает развивать речевое творчество, выразительное исполнение ролей.
Играя в театр, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы, у них развивается и совершенствуется речь, формируются навыки общения и взаимодействия. Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы, способствует развитию чувств, успешности и уверенности в себе.
К организации театрализованной деятельности я подхожу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, т. к. в группе есть активные и стеснительные дети. Таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывалась смелость, уверенность в себе, а дети импульсивные, невыдержанные приучались считаться с мнением коллектива.
Решение программных задач осуществляю на основе программных требований. Работа в группе проводится в двух формах:
- специально организованная работа воспитателя с детьми;
- игра в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.
Хочу отметить, что при распределении ролей дети средней группы ещё не в состоянии оценивать свои возможности и поэтому каждый готов к исполнению главной роли. Неравноценное распределение ролей болезненно воспринимается детьми, если дети будут выполнять постоянно от спектакля к спектаклю, только главные, или только второстепенные роли, у них, несомненно, пропадёт интерес к театрализованной деятельности (потому что главная роль несёт большую ответственность, а второстепенная не дает возможности в полной мере проявить себя, научить детей преодолевать страх).
Весьма перспективным для преодоления сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Очень эффективным методом развития творческих способностей застенчивых детей, являются действия за ширмой, ребёнок получает возможность как бы оградить себя от зрителей.
Хочу отметить, что готовые спектакли видят не только дети и работники детского сада, но и родители воспитанников через онлайн трансляции, которые умиляются возможностями своих детей. Мы стараемся довести до сознания родителей важность театрализованной деятельности для эмоционального раскрепощения ребёнка, пробуждения его души.
Несомненно, театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость. Я считаю, что надо предоставлять ребёнку простор в занятии искусством; не утверждаю категорично, что научить творчеству можно, но создать условия для его проявления – в наших силах.
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (А. Макаренко).