Получи документы

Основные характеристики речи

Лариса Кожемякина
Основные характеристики речи
▼ Скачать + Заказать документы

Основные характеристики речи

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь ребенка формируется только при условии общения со взрослыми и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Публикация «Основные характеристики речи» размещена в разделах

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

В становлении речи исследователи выделяют разное количество этапов и указывают различные возрастные границы каждого.

Так А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Краткая характеристика этапов :

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.

У ребенка с момента рождения появляются голосовые реакции: крик и плач, которые далеки от звуков человеческой речи, но и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Примерно через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца малыша можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Суть позже он начинает поворачивать головку в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

К двум месяцам появляется гуление и к началу третьего месяца — лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков).

К пятому месяцу ребенок слышит звуки, замечает у окружающих артикуляционные движения губ и пытается им подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

Полугодовалый ребенок путем подражания уже произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

Так путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями, и в это же время он все ще реагирует на весь комплекс воздействия: слова, ситуацию, интонацию. Все это помогает образованию комплекса временных связей (запоминание слов и реакция на них)..

К десяти- одиннадцати месяцам у малыша появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

И в это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением первых слов у ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время ребенок особо внимателен к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш часто путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово папа может означать какую-то вещь папы, папа пришел; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в конкретной ситуации, в той, в которой или по поводу которой и происходит данное общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

У полуторогодовалого ребенка слово приобретает обобщенный характер и возможность понимания словесного объяснения взрослого, накопления новых слов.

В течение второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Чаще всего приводятся данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к полутора годам — около 7-20 слов; к концу второго года — минимум 50 – ближе к 300 слов ; к трем годам— около 1000 -1500 слов.

В раннем детстве речь ребенка, выступает средством общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер,что придает речи особую форму – ситуативной речи. Эта речь носит диалогический характер и представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем выражением недостаточной самостоятельности ребенка.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности, а также на основе запросов самого ребенка к самостоятельной деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.

В дошкольном этапе большинство детей имеет те или иные нарушения звукопроизношения. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка активно развивается навык слухового контроля за собственным произношением, параллельно умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, у ребенка формируется фонематическое восприятие речи.

Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов продолжают уточняться, но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорит о «чувстве языка», т е у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Как уже указывалось, параллельно с развитием словаря у ребенка этого возраста идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Именно после трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем, усложняется структура предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными почти все основные грамматические категории.

Дети четвертого года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К пяти годам дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, высказывания детей уже напоминают короткий рассказ. Их ответы на вопросы включают в себя несколько предложений.

В этом возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью.

Также в этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными.

А. М. Леушина провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. А. М. Леушина вслед за С. Л. Рубинштейном выделила особую форму речи – «ситуативную речь» – и противопоставила ее «контекстной речи». По мысли автора, «ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации».

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

На данном этапе главная особенностью развития речи является ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом и усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущую роль занимает новый вид речи — письменная речь.

Таким образом, в школьный период происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Любой из указанных этапов не имеет четких границ, так каждый плавно переходит в последующий с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, и имеет лишь общее значение.

Однако чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

• быть здоровым психически и соматически;

• иметь нормальные умственные способности;

• иметь нормальный слух и зрение;

• обладать достаточной психической активностью;

• обладать потребностью в речевом общении;

• иметь полноценное речевое окружение.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

Нормальное протекание процесса овладения речью определяется сформированностью совокупности различных факторов психологического, анатомо-физиологического и социального характера. Указанные факторы можно назвать основными условиями, необходимыми для нормального развития речи ребенка.

Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Публикации по теме:

Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет»Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Рекомендации для воспитателей «Основные техники рисования с детьми с РАС» Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнатеОсновные цели и задачи работы в сенсорной комнате Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные характеристики речи
Опубликовано: 28 марта 2023 в 17:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные характеристики речи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кожемякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД