Лариса Кожемякина
Основные характеристики речи
▼ Скачать + Заказать документы
Основные характеристики речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь ребенка формируется только при условии общения со взрослыми и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Публикация «Основные характеристики речи» размещена в разделах
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Усвоение ребенком родного языка проходит в строгой закономерности и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
В становлении речи исследователи выделяют разное количество этапов и указывают различные возрастные границы каждого.
Так А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Краткая характеристика этапов :
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
У ребенка с момента рождения появляются голосовые реакции: крик и плач, которые далеки от звуков человеческой речи, но и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Примерно через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца малыша можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Суть позже он начинает поворачивать головку в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
К двум месяцам появляется гуление и к началу третьего месяца — лепет (сочетание неопределенно артикулируемых звуков).
К пятому месяцу ребенок слышит звуки, замечает у окружающих артикуляционные движения губ и пытается им подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
Полугодовалый ребенок путем подражания уже произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
Так путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи : не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями, и в это же время он все ще реагирует на весь комплекс воздействия: слова, ситуацию, интонацию. Все это помогает образованию комплекса временных связей (запоминание слов и реакция на них)..
К десяти- одиннадцати месяцам у малыша появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
И в это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением первых слов у ребенка заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время ребенок особо внимателен к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш часто путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово папа может означать какую-то вещь папы, папа пришел; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в конкретной ситуации, в той, в которой или по поводу которой и происходит данное общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
У полуторогодовалого ребенка слово приобретает обобщенный характер и возможность понимания словесного объяснения взрослого, накопления новых слов.
В течение второго и третьего года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Чаще всего приводятся данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к полутора годам — около 7-20 слов; к концу второго года — минимум 50 – ближе к 300 слов ; к трем годам— около 1000 -1500 слов.
В раннем детстве речь ребенка, выступает средством общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер,что придает речи особую форму – ситуативной речи. Эта речь носит диалогический характер и представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
Диалогическая форма речи ребенка раннего детства является следствием и вместе с тем выражением недостаточной самостоятельности ребенка.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности, а также на основе запросов самого ребенка к самостоятельной деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.
В дошкольном этапе большинство детей имеет те или иные нарушения звукопроизношения. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка активно развивается навык слухового контроля за собственным произношением, параллельно умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, у ребенка формируется фонематическое восприятие речи.
Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов продолжают уточняться, но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорит о «чувстве языка», т е у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Как уже указывалось, параллельно с развитием словаря у ребенка этого возраста идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Именно после трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем, усложняется структура предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к трем годам у детей оказываются сформированными почти все основные грамматические категории.
Дети четвертого года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К пяти годам дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, высказывания детей уже напоминают короткий рассказ. Их ответы на вопросы включают в себя несколько предложений.
В этом возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью.
Также в этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными.
А. М. Леушина провела специальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста. А. М. Леушина вслед за С. Л. Рубинштейном выделила особую форму речи – «ситуативную речь» – и противопоставила ее «контекстной речи». По мысли автора, «ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации».
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
На данном этапе главная особенностью развития речи является ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом и усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущую роль занимает новый вид речи — письменная речь.
Таким образом, в школьный период происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Любой из указанных этапов не имеет четких границ, так каждый плавно переходит в последующий с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, и имеет лишь общее значение.
Однако чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
• быть здоровым психически и соматически;
• иметь нормальные умственные способности;
• иметь нормальный слух и зрение;
• обладать достаточной психической активностью;
• обладать потребностью в речевом общении;
• иметь полноценное речевое окружение.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
Нормальное протекание процесса овладения речью определяется сформированностью совокупности различных факторов психологического, анатомо-физиологического и социального характера. Указанные факторы можно назвать основными условиями, необходимыми для нормального развития речи ребенка.
Своевременное и правильное речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.