Саяна Яковлева
Основные движения испанского танца фламенко
▼ Скачать + Заказать документы
Фламенко - удивительное культурное явление, интерес к котором у появился у европейских путешественников и писателей уже к концу XVIII в. вначале как к экзотическому проявлению «востока на западе». Этот сплав музыки, пения и танца, существующих независимо и одновременно в неразрывном единстве никого не оставляет равнодушным. Во фламенко может существовать музыка без песни и танца, может быть песня без музыки и танец без музыки и песни – все они потрясают воображение, а сливаясь воедино обретают мощь, способную разрушить неокрепшую душу или вернуть к жизни умирающего.
Публикация «Основные движения испанского танца фламенко» размещена в разделах
Принцип «Plus ultra» - «сверх предела, сверх возможного» - написан на испанском флаге. Это относится и к искусству фламенко. В идеале фламенко танцуется под зорким оком смерти, как в последний раз, на грани. Это значит, что в танце говорится только о самом главном, о том, что говорят при причащении перед смертью. И делается это искренно, сильно, страстно и просто. В танце фламенко не может быть суетливости, которая появляется от раздробленности и делимости чувств, от неспособности отделить главное от второстепенного. С принципом plus ultra связана и страстность, неистовость, отчаянность фламенко : хотя здесь можно найти полутона, пастельные краски промежуточных эмоциональных состояний, все же по большей части фламенко стремится к драматической триаде черного, белого, красного, которая связана с выражением чувств, доведенных до предела. Именно с этим принципом и связано, вероятно, понятие «дуэнде».
Своеобразие искусства фламенко выражается не столько в особенностях техники или хореографии танца, а в специфическом складе характера, присущем, наверное, большинству андалузцев, но требующем определенной работы над собой для людей, воспитанных в иных культурных традициях. Отличие от других танцевальных традиций, фламенко – индивидуальный танец, демонстрирующий не образы, а эмоции. Фламенко не стремиться к внешней красоте ни исполнителя, ни исполнения – главное наполненность и подлинность. Подлинное народное фламенко рождается спонтанно, направлено не на зрителей, а на самовыражение исполнителей. И, конечно, фламенко не существует без дуэнде – таинственного «духа фламенко», сущность которого все еще остается непонятой до конца. Вполне вероятно, что сам образ дуэнде – это отголосок древнего божества, потерянного во мраке тысячелетий.
В чем заключаются особенности танцевальной лексики фламенко?
Во- первых, особенности танцевальной лексики фламенко заключаются в индивидуализме и самодостаточности этого вида искусства. В чем проявляется самодостаточность? Оно проявляется в том, что фламенко задумано как исполнение в соло, что само по себе имеет уникальность, так как танец извечно возникает как коллективное действо. Допускается исполнение фламенко в дуэте, которое имеет суть переживаний личного характера, как борьба с противником, передачи чувств любви. Дуэтный вид исполнения фламенко имеет в основе определенный сюжет, который ярко и экспрессивно переживают оба исполнителя. В сольном исполнении фламенко не имеет определенного сюжета танца, так как суть направлено на переживание эмоций танцора и выражение через пластику тела, особую технику движений рук и ног. Байлаор, в основе сути фламенко, сражается с самим собой, со своими эмоциями, преодолевая невидимые препятствия своей души. Он в танце фламенко не имеет отчетливых взаимодействий с внешним миром обыденности, а имеет доступ проникнуть в свое сознание, в свою внутреннюю составляющую души и эмоционального опыта. Именно поэтому пластика танца фламенко имеет глубокий, выразительный и многогранный характер, которому нет в мире аналогов. Внутреннее состояние байлаора – вот танцевальная особенность танца фламенко, которая задает определённую лексику в исполнении, где эмоции и коллизии танцора являются самой важной составляющей искусства. А внешнее состояние вторично, движения, которые задают эмоции танцора не имеют символики и повествования, а лишь передают чувства исполнителя, его трепет и переживания в экспрессивной и выразительной форме.
Во-вторых, особенности танцевальной лексики фламенко несут в себе силу и готовность к борьбе, проявляющихся в характере исполнения танца. Протест и стремление к свободе во всех аспектах исполнителя передают дух времени зарождения фламенко, когда в Испании витал трудный уклад жизни. Суть фламенко – это борьба. Танец экспрессивен и энергичен, полный протеста, в поиске справедливости, к стремлению достичь свободы, или победить кого-то или что-то. Темперамент танца задают движения, которые рождаются путем проявления эмоционального составляющего танцора, которые передаются в полной мере и оказывают то самый дух фламенко. Борьба проявляется с невидимой силой, которая охватывает танцора с ног до головы, позволяя ему увеличивать темп и экспрессию в зависимости от силы противника. Резкие окончания движений, сапатеадо, быстрые движения рук и корпуса, ритмические хлопки руками, - все это характер борьбы и стремления к свободе. И эта ипостась фламенко способствует выходу гнева, агрессии и раздражения.
В- третьих, особенности танцевальной лексики фламенко несут в себе возвышенное чувство гордости и свободу проявления себя, как байлаора. Чтобы полностью прочувствовать суть фламенко и проявить себя в нем, необходимо принять себя таким, какой ты есть. Исполнителю нельзя стесняться, быть сдержанным в проявлении своих эмоций и позиций. Исполнителя не должно беспокоить влияние внешних факторов мира, а нужно сосредоточиться на себе. В фламенко явление «красиво» имеет весьма условное понятие. Искусство не стремится к красоте внешнего выражения, путем пластики танцора. Во время исполнения позы байлаоры могут быть даже весьма уродливыми, но выразительными и говорящими. В этом и кроется эстетика танца фламенко. В нем нет требований к стандартным стройным фигурам танцовщиц и возрастной категории. Напротив, полнота, большие бедра и зрелый возраст для фламенко – скорее плюсы, а не минусы.
Ритм и выражение чувств являются двумя особенно значительными аспектами этого вида танца, потому что они абсолютно необходимы для его правильного исполнения. Важно подчеркнуть, что этот аспект представления также причисляется к позе танцора и, следовательно, к эстетике и репрезентации танца.
В ходе своего исследования я выявила, что характеристика танца фламенко претерпела последовательные изменения трансформации на протяжении всей истории танца. И в итоге я искала именно общие черты, которые сохранялись на всех этапах танца фламенко. Они следующие:
1. Индивидуальный танец: мужской и женский.
2. Интровертный танец – акцент танца, которого направлена на мысли в глубь себя и важно сосредоточить внимание и силу к земле.
3. Абстрактный танец – танец без предвзятой темы, со свободой в выражении движений и личной импровизации.
4. Статический танец – танец, в который исполнитель погружается, достигая бессознательного состояния, которое заставляет его забыть окружающий мир [34].
Байлаор может себя выразить через:
- импровизацию, или созданию своего танца во время выступления;
- повторить идею другого автора в постановке танца или на основе его замыслов поставить собственную хореографию;
- найти хореографа фламенко, не навязывая заранее свой путь – чувствовать.
В танце фламенко нет ни грамматики, определяющей фундаментальные позиции, ни классификации шагов в манере классического танца. Поэтому, разнообразие позиций и новых возможностей в фламенко безграничны. Хотя все движения, формирующие танец фламенко, должны безоговорочно нести эстетику языка танца фламенко [34].
В ходе моего исследования, я выявила такие особенности танцевальной лексики фламенко, как:
Главной особенностью танца фламенко является сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями «сапатеадо». В пластической основе танца фламенко так же входят выразительные позы байлаоров, резкие выпады в порыве борьбы и стремительные повороты, которые отлично передают экспрессию фламенко.
Антонио Гадес – байлаор фламенко, отмечает символ пластики фламенко, как сочетание трех стихий: ноги – земля, корпус и руки – воздух, душа – огонь. Таким образом, байлаор, направляя выразительные руки к небу и выбивая дробь каблуками о землю, черпает силы стихий неба и земли [18].
Руки байлаоры – это главная часть тела, которая полностью передает проносящиеся эмоции исполнительницы. Они владеют невероятной силой и пластикой, полны чувств и самовыражения. Пальцы, подобно вееру, раскрываются и вносят невероятный смысл и подачу байлаоры в танце. Движения рук осуществляются разведением пальцев в разные стороны, введением среднего пальца внутрь, и раскрытием пальцев очень плавным поворотом запястья. Руки всегда должны иметь естественную кривую, образующую овал. Предплечье нужно всегда держать в тонусе, запястье руки не должно ломаться. Пальцы должны быть вытянуты и расслаблены. В руках байлаоры целый спектр чувств, которые несут в себе историю и не нуждаются в различных элементах культуры Испании, а именно кастаньет и вееров. Кастаньеты и веера не используются в фламенко, так как руки байлаоры будут заняты и не будут в полной мере передавать свободу движений рук. Они могут использоваться лишь как элемент шоу, но в традиционном проявлении искусства – элементы дополнения в виде аксессуаров исключены [45].
Проявлением особенности танца фламенко является то, как руки часто держат в изометрическом напряжении, давя на какую-то мощную, но невидимую силу. Движения рук принято называть скобками, и неслучайно глагол скобка означает еще и «бороться». Движения рук и пальцев должны быть амплитудными, выразительными. Главный предмет, с которым играет байлаора, — подол платья. Экспрессивная работа с юбкой байлаоры – важная часть женского танца фламенко, которая передает эмоциональное состояние танцовщицы.
Различают руки мужчины и руки женщины:
1. Мужчина должен сомкнуть пальцы и сделать полный оборот запястья изнутри вне.
2. Женщина разводит пальцы и поворачивает их изнутри в наружу и от наружи вовнутрь, объединяя две формы.
Дроби фламенко «сапатеадо» - это самый характерный шаг танца фламенко [45]. Он состоит из звуковой игры, которая осуществляется ударами носков и каблуков обуви об пол, поэтому его еще называют «таконео». Сапатеадо используется как мужчинами, так и женщинами, хотя долгое время считалось, что танцоры не могут выполнять резкие удары пяткой, потому что они ассоциировались с мужской силой и доблестью. Но правильное чувство ритма позволило женщинам освоить мощное сапатеадо и внедрить его в правила как неотъемлемую часть фламенко и для женщин.
Есть два типа «сапатеадо» :
1. Когда топание недолговечное, называется Redoble – название, которое напоминает барабанную дробь.
2. Когда топание длится долго, названия нет, поэтому «сапатеадо», либо «таконео».
Эскобилья – это часть танца, когда байлаор обходится без движений рук и корпуса, давая возможность сосредоточиться только на ритмичную дробь. La Escobilla начинается с легких дробей, а затем темп постепенно ускоряется, заменяя фигуры посложнее.
Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя. Байлаоры достигают виртуозной техники и невероятной скорости дробей за счет использования разных частей стопы: бьющими являются и носок, и каблук. Тот же принцип лежит в основе техники других виртуозов дробей – исполнителей степа и ирландского танца риверданс. Но в испанском сапатеадо техника немного иная, так как дробь выбивают от голени и идет упор вниз. И особенность фламенко в том, что к сапатеадо нужно добавлять руки. Руки во время выстукивания дробей сапатеадо не опущены вдоль корпуса, а активно плетут узоры, двигаясь в своем нужном направлении и ритме. Проявление танцора в фламенко, как протестанта, в порыве борьбы и стремящегося к свободе оказывает использование техники «сапатеадо», который с огромной отдачей от байлаора в плане энергетики и эмоциональности, выдает экспрессивное и агрессивное дробное выстукивание.
Помимо «сапатеадо», танцовщики используют ритмичные прищелкивания пальцами, которые называются «питос», и хлопки ладонями, так называемые «пальмас», которые могут чередоваться с ударами ног, создавая некий ритмический рисунок, или просто задавать ритм движениям [34].
Так же, во время танца фламенко активно используются повороты – украшение любого танца. Присутствуют и медленные, и стремительные вращения. Повороты выполняются стоя на месте, и по пространству. В частых случаях, байлаора добавляет к поворотам юбку – таким образом добавляется экспрессия в выступлении. Во фламенко есть поворот, который считается базовым и на базе, которой, сделаны все остальные повороты. Надо поднять одну ногу и скрестить ее перед опорной ногой. В таком положении обе ноги поворачиваются на кончике пальцев и тело поворачивается на 180 градусов. Таким образом, танцор встает спиной в исходном положении [45].
В фламенко байлаоры могут выполнять пируэты. Пируэт, имеющий аналог в классическом танце, а в испанской хореографии, имеющий название «гирада». Пируэт смотрится эстетично в правильном и эффектном выполнении. Обычно делают три или четыре полных оборота, но в настоящее время есть байлаоры, способные пройти десять. В конце пируэта, байлаор опускается на колено [45].
И прыжок, который совершают гранадские байлаоры, известен как «падение». Он делается с поворота вокруг себя и прыжка назад, который позволяет упасть на колени и всем телом на пол. Очень эффектное движение.
Исключительные для человека движения туловища – практически нулевые. Полное отсутствие движения корпусом объясняется психологическим фактором: человек стремится к облегчению, к восхождению, а в фламенко скачка нет. Внимание на навыки, которые свойственны фламенко – это работа стоп.