Сидорова Наталья Владимировна
Основа патриотического воспитания — приобщение дошкольников к культуре и истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей и культурой
родного города заключается в воспитании у ребенка чувства гордости и уважения к месту его
проживания. Дети должны знать различные факты об истории и природе родного края.
Ознакомлению дошкольников с родным городом способствуют разнообразные формы работы,
как традиционные (фоторепортажи, беседы об известных людях, создание художественных
альбомов, чтение стихотворений, так и инновационные (создание макета здания; изучение
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
карты города и нанесение на нее наиболее значимых объектов;).
Отметим, что знакомство детей с историей и культурой родного края является основой для
патриотического воспитания подрастающего поколения, следовательно, воспитателю необходимо подобрать такие методы работы, которые позволят вызвать эмоциональный отклик детей и желание самостоятельно получать знания. К таким формам работы относятся, например, викторины, составление рассказов, подбор пословиц с краеведческой тематикой, создание папок-передвижек с иллюстрациями о животном и растительном мире родного края.
Также для патриотического воспитания необходимо включать в работу народные игры,
песни, в которых дошкольники активно ребята приобщаются к традициям народа, учатся
проявлять взаимовыручку.
Работа по формированию патриотических чувств у дошкольников должна быть
систематичной и включать в себя активную деятельность самих дошкольников и педагогов, а
также родителей. Патриотическое воспитание в ДОУ должно способствовать приобщению
детей к общечеловеческим ценностям, к истории и культуре Родины в целом и родного края в
частности; быть нацеленной на развитие у дошкольников любознательности, познавательной
активности, что обеспечит интеллектуальное развитие ребенка, поможет создать условия для
развития личности гражданина.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана на интеграции
различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной,
конструктивной, игровой.
Развитию патриотических чувств, расширению знаний о родном крае способствует
посещение экскурсий, встреч с интересными людьми, бесед в музеях, детских библиотеках.
Делать это можно как в рамках ДОУ, так и в семейном воспитании.
Работа по развитию патриотических чувств у старших дошкольников начинается с
ознакомления их с тем населенным пунктом, где он и проживают и где находится детский сад.
Дети рассматривают план города, знакомятся с наиболее интересными и памятными его
местами, учат свой домашний адрес.
В этой работе может быть использована дидактическая игра «Где мы были - мы
расскажем». Ее суть состоит в том, что дети должны по изображению отгадать и потом
рассказать о тех местах, которые зафиксированы на фотографиях (памятники, здания).
Как правило, такое знакомство с родным краем вызывает положительный отклик у детей,
стремление передать в художественных образах полученные впечатления. Следовательно,
работа по изучению истории и культуры города продолжается на занятиях по изобразительной
деятельности. Через рисунки, аппликацию, поделки дошкольники имеют возможность
передать чувство любви к своей Родине.
Дошкольный возраст рассматривается в психолого-педагогической науке как время
интенсивного становления личности ребенка, ведь в это время закладываются основы его
мировоззрения, формируется его отношение к окружающему миру. Именно в старшем
дошкольном возрасте детей необходимо познакомить с государственными символами: флагом,
гербом, гимном. Далее можно рассмотреть аналогичные символы города. Это позволит ребенку
чувствовать себя сопричастным истории своей страны, например, при просмотре Парада
Победы. Дети должны прийти к выводу о том, что государственные символы объединяют
всех людей, проживающих в государстве, они как бы служат всем гражданам страны
отличительными знаками.
Приобщение ребенка к культуре родного края предполагает соблюдение следующих условий:
1. Непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей.
2. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей (работы на садово-огородном участке);
3. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными,
близкими, сотрудниками детского сада.
4. Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья.
Таким образом, основная идея работы по приобщению ребенка к культуре родного края
заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по
истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за
нее как в ДОУ, так и семье.