Наталья Насурлаева
Конспект организованной образовательной деятельности детей в подготовительной «Орнитологический урок для эколят-дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности детей
в подготовительной группе на тему :
«Орнитологический урок для эколят - дошколят».
Подготовила и провела
воспитатель Насурлаева Н. А.
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, развитие познавательной и речевой активности.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности детей в подготовительной „Орнитологический урок для эколят-дошколят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
• Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;
• Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме;
• Закрепить знания о признаках зимы;
• Продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера;
• Учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
• Развивать художественное восприятие;
• Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображение птиц, перья птичьи, лупа, палочки Кюизенера, изображение домика - кормушки, корм для птиц.
Ход организованной образовательной деятельности
Утренний сбор. Дети встают в круг около окна. Воспитатель предлагает им улыбнуться друг другу, поздороваться ладошками, плечиками, носиками. Дети желают всем «хорошего дня».
Воспитатель: Ребята, у нас у всех хорошее настроение, сегодня нас ждет много интересного, увлекательного, будут сюрпризные моменты. А сейчас я предлагаю вам посмотреть в окно на наш участок.
- Какое время года сейчас? – Зима.
- Как вы думаете, всем ли сейчас весело и легко, как нам с вами? (ответы детей).
- Почему птицам трудно в холодное время года? (ответы детей)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (дети перечисляют)
- Как мы с вами можем помочь птицам? (ответы детей)
Релаксация «Согрей птичку»
Давайте представим, что мы нашли замерзающую птичку (выражение огорчения, жалости, удивления). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на нее, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке и выпускают на волю.
Воспитатель: Ребята! Есть такая наука – орнитология, которая занимается изучением птиц.
Орнитологи – это ученые, которые изучают птиц. Они много путешествуют по всему миру, наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.
- А как вы думаете нужно изучать жизнь птиц? (Нужно, потому что они приносят пользу).
- А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых, ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).
Воспитатель: Ребят, а вы хотели бы заняться изучением птиц? – да.
Тогда сейчас у нас произойдет «посвящение в юных орнитологов». Прикрепите себе на одежду эмблему.
Воспитатель: А не хотите ли вы отправиться в экспедицию? – Прежде, чем отправиться в путь, поиграем в игру «Прилетели птицы».
Физкультминутка “Прилетели птицы”
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
И даже ватрушки
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все молодцы!
Воспитатель: Ребята, а что страшнее для птиц: голод или холод? (варианты ответов)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним.
- Как вы думаете, перо теплое или нет? Почему?
Работа в лаборатории
Исследование свойств перьев:
- Обратите внимание на строение пера. Это маховое перо птиц, оно помогает птице держаться и летать в воздухе.
- Посмотрите, как оно падает, быстро или медленно? (опыт)
- Почему оно медленно, плавно кружится (перо легкое, так как внутри стержня – пустота).
1. Есть ли пух? Рассматривают под лупой.
2. Перо не продуваемое? Дуют на него.
3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца.
Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло.
Значит, страшен птицам голод, а не холод.
- Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть (можно сделать кормушки).
Вы правильно сказали, молодцы! Тогда давайте, как настоящие орнитологи, сделаем для птиц кормушки из наших волшебных палочек Кюизенера. Вам они уже знакомы. Это цветные палочки, каждая из которых соответствует определенному числу. Я приглашаю вас в нашу мастерскую!
Изготовление кормушек из палочек Кюизенера
Воспитатель: Давайте вспомним каждую из палочек (воспитатель называет цвет, а дети – соответствующее число).
Дети сидят за столами, перед ними – палочки Кюизенера.
- Ребята, а перед тем, как нам заняться строительством, давайте разомнем ручки.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Тук-тук-тук, тук-постук,
раздается где-то стук,
молоточки стучат,
строят домик для галчат.
Вот с такою крышей,
вот с такими стенами,
вот с таким окном.
- Ну что же, пора приступать за важное дело!
Возьмите 4 палочки с числом 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Что мы построили у кормушки этим квадратом? (ответы детей)
- Стены готовы.
- Что строим дальше? (ответы детей)
- Постройте крышу из трёх палочек с числом 9.
- Какой формы получилась крыша у дома? (ответы детей)
- Но у нашей кормушки чего – то не хватает? (ответы детей)
- Возьмите 2 палочки с числом 4 и 2 палочки с числом 5 и сделайте вход в кормушку для птичек.
- Какой формы получился вход?
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы построили домики для птиц.
- Какого цвета получились стены?
- Какого цвета крыша?
- Вход в домик?
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно слушали меня и поэтому замечательные кормушки у нас получились! Птичкам будет очень приятно прилетать на эти кормушки!
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Воспитатель: Как вы думаете, чем мы можем помочь зимующим птицам?
- Чем можно подкармливать птиц? (ответы детей)
Воробья – крошками хлеба, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицы любят семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала.
Воспитатель: Сейчас мы им поможем: накормим их! Предлагаю вам пройти за стол и угостить птиц кормом.
Игра «Птичья столовая»
Воспитатель: Кормушки для птиц мы смастерили, корм для птиц подобрали, а теперь я предлагаю вам вспомнить русские народные сказки, где главными героями являются птицы.
Игра «Назови русские народные сказки, где главными героями являются птицы?
(Жар-птица, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Лиса и Журавль, Петух и бобовое зернышко, Курочка Ряба).
Итог: Наша экспедиция подошла к концу. Что на нашем занятии для вас было интересным, что нового и полезного для себя вы узнали?
Рефлексия
Перед вами смайлики трех цветов:
Зеленый – понравилось очень занятие
Желтый – понравилось, но не все было понятно
Красный – было не интересно.
Выберете смайлик нужного вам цвета и прикрепите его на магнитную доску.