Елена Гаврилова
«Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В настоящее время наиболее актуально и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении (в соответствии ФГОС) является физическое направление в развитии дошкольника. Наблюдается негативная тенденция в снижении показателей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, которые много времени проводят у компьютера и телевизора.
Публикация «„Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами“» размещена в разделах
В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.
В детском саду, особенно в старших дошкольных возрастах, одним из значимых видов деятельности, в котором возникает такое взаимодействие, является игра с правилами.
Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:
- сюжетные («У медведя во бору», «Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;
- бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;
- игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.
- игры – забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.
В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психологические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление элементов произвольного поведения, овладение способами совместной организации деятельности, становление взаимной нормативной регуляции, развитие стремления к успеху в достижении определенного результата, развитие самооценки и самоконтроля.
Используя наблюдение за игровой деятельностью, как в режимных моментах, так и на прогулке, можно выяснить, как дошкольник владеет подвижной игрой; знает ли правила игры, как часто он играет в подвижные игры; проявляет ли он инициативу; каким играм он отдает предпочтение; сколькими подвижными играми он владеет; прослеживается ли их динамика развития. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах:
- однообразие подвижных игр с правилами;
- слабая мотивация, ребенок не проявляет любознательность (не задает вопросы о правилах игры,
- не склонен наблюдать, как другие дети играют в подвижные игры по правилам);
- не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам игры, не слышит взрослого;
- не сформированы личностные качества;
- ребенок не обладает развитым воображением (не может прыгать, например, как зайчик или стоять, как цапля).
Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности:
- педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды деятельности;
- не проводится работы с родителями по их знакомству с подвижными играми;
- недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы, самообразования);
- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствия новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС);
- неумение строить субъект - субъективное отношения с воспитанниками и их родителями.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий);
- невыполнение единства требований со стороны родителей и педагога;
- отсутствие спортивного зала и спортивного инвентаря;
- недостаточно оснащение материальной базы;
- отсутствие педагога физической культуры;
- в организации подвижных игр не созданы условия для индивидуальной работы с детьми ОВЗ;
- рассогласование требований к ребенку со стороны педагога и родителей.
В связи с этим возникают противоречия:
- использование в работе подвижных игр с правилами требует использования большого места или спортивного зала, спортивного инвентаря, физинструктора, но образовательная организации не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;
- требование программы и отсутствие условий его реализации в полном объеме: современное общество требует принимать знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений: конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени, организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей, коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.) Для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим и творчески мыслить.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Успешная реализация развивающего потенциала игры с правилами и становление оптимальных форм взаимодействия возможны, если она будет протекать в форме самостоятельной детской деятельности. Постановка вопроса о становлении самостоятельных форм – использование мультимедийных средств при овладении подвижных игр с правилами вызвана проблема практического характера: в условиях детского сада развивающий потенциал игры используется не полностью. Необходимо создать психолого-педагогические условия для овладения детьми подвижных игр с правилами.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Изменение образовательного процесса с учетом сформулированной выше проблемы, привел к новому результату в сфере освоения дошкольником подвижных игр с правилами. Новый образовательный результат включил в себя следующие приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).