Маргарита Половинкина
«Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста формами и правилами ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед педагогами много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранения здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.
Публикация «„Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста формами и правилами ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Недостатки в результатах: - ребенок не проявляет любознательность (не задает вопросы о пользе утренней гимнастики, о здоровой и полезной еде, как вырасти здоровым, - не склонен наблюдать (как другие дети выполняют упражнения, основные движения); - не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам а подвижных играх); - ребенок в не достаточной степени обладает развитым воображением
- ребенок в не достаточной степени обладает развитым воображением ; - дошкольники имеют слабые представления о здоровом образе жизни. Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности: - в режимных моментах не всегда планируются динамические паузы (физкультминутки); - недостаточно оснащение материальной базы; - преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствия новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС); Недостатки в условиях профессиональной деятельности: - отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий); - невыполнение единства требований со стороны родителей и воспитателя; - отсутствие спортивного зала и спортивного инвентаря; - отсутствие педагога физической культуры; - в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности; - несогласование требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей.
- не систематически проводится работы с родителями по основе ЗОЖ;
- недостаточные знания в профессиональной деятельности ; - формирование здорового образа жизни у детей требует использования в образовательной деятельности спортивного зала, спортивного инвентаря, аудиозаписей, но образовательная организации не располагает финансовыми ресурсами в достаточной для этого мере;
2. Проведенное в последние годы изучение состояния по формированию элементарных правил здоровьесбережения в детских садах позволило раскрыть проблемы реализации деятельности по здоровому образу жизни. Были определены задачи по взаимодействий ДОУ и семьи по выработке у детей среднего дошкольного возраста правил ЗОЖ, привитие необходимых культурно – гигиенических навыков.
3. В связи с этим важная роль в модернизации образования в свете реализации новых ФГОС к организации дошкольного образования отводится формированию у детей дошкольного возраста правил здорового образа жизни.
В этом контексте главной задачей дошкольных учреждений и родителей является выработка у детей разумного отношения к своему организму, привитие необходимых гигиенических навыков, обучения детей здоровому образу жизни.
Целевой ориентир: ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
4. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, развивать навыки к здоровому образу жизни с раннего детства, владеть необходимыми культурно - гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
В работе с детьми :
• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения)
• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», динамические паузы, гимнастика для глаз.
• Закаливание.
Беседы:
• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».
• "Беседа о здоровье, о чистоте" решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций.
• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)
• Сказка-беседа «В стране Болячке».
НОД:
• «Питание - основа жизни»
• «Гигиена тела»
• «В лаборатории доктора Пилюлькина»
• «Что нужно делать, чтобы не болеть?»
• «Я соблюдаю режим дня»
• «В гостях у доктора Айболита»
Игровая деятельность:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»…
• Дидактические игры «Мяч на поле»,«Мяч в ворота» (на дыхание,упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
• Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.
• Выставка рисунков «Зимние виды спорта», «Как мы играем», «Мой любимый спортивный предмет» .
• В группе организован кружок физкультурно – оздоровительного направления «Здоровей – ка!»
В работе с родителями:
• Была проведена консультация «Физоборудование своими руками»
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Наглядность в виде информационных файлов в родительском уголке «Это интересно».
• Родительские собрания «Азбука здоровья», «Формирование здорового образа жизни в совместной деятельности с семьей».
• Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.
• Оформление с помощью родителей физкультурного уголка;
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
• Совместное развлечение с детьми и родителями «Вместе дружная семья», «Как дети вылечили медвежонка», «С папами весело», «Вот и стали мы взрослей»
• Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья».
• Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
• Совместное участие родителей и детей районом мероприятие «Весенний марафон».
Результат:
- Снизилась заболеваемость детей.
- Сформироанность у детей положительного отношения к физическим упражнениям, играм, гигиеническим процедурам, соблюдению режима дня.
- Повышение уровня усвоение детьми программных знаний, умений и навыков по физическому воспитанию.
- Повышение уровня удовлетворенности родителей здоровьесбережением детей в детском саду, заинтересованности и активности родителей в поддержке здорового образа жизни.
Неотъемлемой частью педагогического процесса является диагностика ребенка. Такую диагностику проводит как воспитатель, так и педагог-психолог (с согласия родителей). Использование диагностики помогает в воспитании и развитии здорового дошкольника, в построении индивидуализированного здоровьесберегающего педагогического процесса. В работе по диагностики детей дошкольного возраста была использована «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В. А. Деркунской.