Ольга Мишурова
Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие дошкольников направлено на укрепление здоровья; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В старшем дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.
Публикация «Организация соревновательной деятельности для удовлетворения двигательной потребности старших дошкольников» размещена в разделах
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм и методов физического воспитания.
Соревновательный метод является наиболее эффективным в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, так как несет в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для детей старшего дошкольного возраста являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательного метода просто необходимо.
Игры-соревнования активизируют двигательную активность детей, повышают эмоциональный тонус организма ребенка, а возможность коллективных действий, присущие играм-эстафетам, вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.
Эстафеты – это разновидность подвижных игр командного характера, в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды, предмет и т. д., старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. Дети состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении. Эстафета всегда содержит элемент соревнования и поэтому интересна, как для играющих, так и для зрителей. Каждый из играющих, чувствует ответственность перед своей командой, старается добиться успеха, хороших результатов, проявив при этом настойчивость, сноровку, смекалистость, упорство в достижении цели. Ребёнок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, проявляя определённые волевые усилия. Соревнование создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, усиливается воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников, учатся не только побеждать, но и проигрывать. Во время игр соревновательного характера дети действуют с правилами, обязательными для всех участников. Правила регулируют поведение играющих, и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, а также содействуют воспитанию волевых качеств выдержки, смелости, решительности, умений справляться с отрицательными эмоциями.
Положительные эмоции повышают работоспособность организма. Но при этом нужно помнить, что дети дошкольного возраста легко возбуждаются, поэтому нельзя перегружать их эмоциями.
Во время соревновательно-игровой деятельности большое значение имеют эмоции, интерес и сознательное отношение детей к двигательным упражнениям, повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание качественно. А это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костей, системы связочно – суставного аппарата и формирование правильной осанки, а также положительное влияние на сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему, способствует улучшению координации движений и развитию физических качеств.
Можно смело сказать, что положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Во время соревновательно-игровой деятельности все дети получают положительный эмоциональный настрой. Радостное настроение продолжает владеть ребёнком и после занятия. Дети уходят из спортивного зала с желанием продолжить двигательную деятельность.
Получая положительный эмоциональный заряд, дети становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости. Ребёнок, погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Увлечённые игровой деятельностью дети напрягают и развивают все свои физические и психические силы.
Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время.
Результативность данного процесса определяется комплексом педагогических условий:
– обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием и вариативность их использования;
– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям;
– осуществление специальной подготовки инструктора к использованию средств физической культуры.
В играх-эстафетах для старших дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания: бег, метание; бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия; ходьба с сохранением равновесия на различных снарядах (узкая рейка гимнастической скамейки, бум); бег с переносом предметов; бег с ведением мяча; бег «змейкой» между предметами.
Игры – эстафеты делятся на три группы: малой, средней и большой подвижности.
В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей старшего дошкольного возраста.
1. По количеству включаемых заданий: делятся на простые и сложные эстафеты.
2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.
3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.
Во время игры, эстафеты инструктор не должен оставаться пассивным наблюдателем. Проводить игры надо так, чтобы дети учились играть, находя удовлетворение в выполнении всё более усложняющих правил и приёмов. Инструктору надо следить за ходом игры, видеть всех играющих и отдельных детей, подбодрить нерешительного, остановить нарушившего правила. Инструктор должен помнить и о дозировке игры. Нужно следить за внешними проявлениями утомления (учащённое дыхание, покраснение лица, за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру. В конце соревновательной игры необходимо дать оценку – анализ: кто из играющих оказался самым ловким, кто проявил себя как хороший товарищ, кто победитель, а кто побеждённый, а кто нарушил правила. Очень важно использовать форму награждения, вручения жетонов, медалей и т. д.
Включение в занятия по физической культуре игр-эстафет и игр с элементами соревнования позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить интенсивность занятия, улучшить качество двигательных навыков.
Учитывая в своей работе рациональное сочетание разных видов игр-эстафет и игр соревнований, инструктор может решить вопрос об удовлетворении двигательной потребности дошкольников старшего возраста. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда все основные параметры (объём, продолжительность и интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей.
Таким образом, использование соревновательно-игровой деятельности в работе со старшими дошкольниками помогает не только решать образовательные и воспитательные задачи, но и позволяет разнообразить двигательный опыт детей, удовлетворить двигательную потребность и повысить эмоциональный комфорт старших дошкольников.