Вера Тылибцева
Организация работы по безопасности дорожного движения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение в образовательной работе детского сада отводится обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить детей к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Публикация «Организация работы по безопасности дорожного движения в детском саду» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В этой статье рассмотрен результат работы по комплексно - тематическому принципу планирования по теме «Правила дорожного движения». В ходе реализации данного материала дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
Данная разработка будет полезна и интересна воспитателям всех возрастных групп, т. к. на ее основе можно продолжить работу с детьми по изучению темы о правилах дорожного движения.
Актуальность выбранной нами проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Работая много лет по комплексной общеобразовательной программе «Радуга», наш детский сад уделяет большое внимание работе по изучению правил дорожного движения с целью профилактики детского дорожно - транспортного травматизма.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение цели по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей через решение одной из важнейших задач, а именно через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Приоритетная образовательная область: «Безопасность», интегрирует с другими ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье».
Цель нашей работы : создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Создать условия для обучения детей правилам безопасности поведения на дороге;
2. познакомить детей с правилами дорожного движения и научить их соблюдать правила в повседневной жизни;
3. повышать эффективность воспитательно - образовательного процесса по профилактике дорожно - транспортного травматизма в образовательном учреждении;
4. развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций.
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете дошкольного учреждения должны быть подобраны:
-методическая и художественная литература, энциклопедии;
-конспекты НОД и бесед о правилах ДД;
-пособия для занятий и игр (это атрибутика, макеты знаков, домов, светофор);
-альбомы;
-папки – передвижки, консультации для родителей;
-наличие развивающих фильмов, презентаций, дисков;
-дидактические пособия, игры.
Данный вид деятельности трудоемкий, т. к. требует затрат времени на приготовление атрибутики, изучение методической литературы по данной теме.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Мы начали работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовали анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведенное анкетирование родителей показало, что 60% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам ДД дома.
Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно - печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, содержания папок – передвижек. Знакомство с этой темой началась с предварительной работы, в которой дети совместно с воспитателями и родителями изготовили пособия – макеты домов, дорожных знаков, атрибутику к играм. Воспитатели подобрали методическую литературу, собрали материал по теме. Это книги, журналы «Воспитатель ДОУ» и «Управление ДОУ», приобрели плакаты, буклеты, учебно - развивающие фильмы.
Для достижения данного материала воспитатели нашего детского сада используют различные формы, методы и приемы работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в образовательных областях ФГТ:
-НОД (обучающие и развивающие занятия
-индивидуальная работа;
-целевые прогулки, экскурсии;
-викторины, беседы, отгадывание загадок;
-тематические недели;
-праздники и развлечения;
-тематические встречи с инспектором ГИБДД;
-конкурсы рисунков, выставки.
В ходе применения данных приемов дети постигают и закрепляют важные правила пешехода.
Одной из основных задач предметно – развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей по теме знакомства с правилами ДД. Предметно – развивающая среда нашей группы оснащена:
-Дидактическими играми по правилам уличного движения;
-учебными макетами, перекрестками;
-моделями транспорта: машинки легковые и грузовые, специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина);
-макетами с дорожными знаками, светофор, игрушки – куклы;
-настольно – печатными играми;
-различными альбомами на данную тему, буклетами;
-художественными произведениями по правилам ДД;
Группа оснащена техническими средствами: телевизор, музыкальный центр, мультимедиа проектор. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки Совы», различные презентации, слушать стихи, песни, которые помогают детям закреплять правила дорожного движения, слушать стихи, песни.
Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Участниками образовательного процесса являются не только педагоги, но и родители. Особенность получения детьми основ безопасного поведения зависит от сотрудничества с родителями. Они являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей. С участием родителей провели:
-родительское собрание по теме: «Правила дорожные знать каждому положено»
-анкетирование
-выпустили консультации «Обучение дошкольников правилам безопасности на проезжей части»;
-провели информационную встречу с участием инспектора ГИБДД Овчинниковой Ларисой Юрьевной;
-открытое занятие;
-семейные конкурсы рисунков, плакатов, поделок по изготовлению атрибутов и макетов к играм;
-совместную викторину с участием родителей и детей по теме «Правила ДД», где команда детей стала победителем;
-оформили информационные стенды, папки – передвижки, где родителям давали рекомендации и советы, как вести себя на улицах города вместе с ребенком с учетом возраста детей.
На заключительном этапе мы имеем возможность видеть результат нашей деятельности. Система деятельности нашего детского сада «Росинка» по обучению детей основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 87% детей детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.
Анализ мнения родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни в процессе обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Практическое использование материалов нашего опыта работы в детском саду показало его высокую эффективность в работе с детьми дошкольного возраста. Так же данная тема была широко обсуждена на МО дошкольных работников Кочевского района в 2013 году, наши педагоги предоставили опыт работы воспитателям по данной теме.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты - за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Заключение
Таким образом, в ходе реализации данного материала дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме познакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Дети научились соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице, в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.
А также, совместно с родителями и воспитанниками мы научились проигрывать элементы ПДД присутствующие в жизненных ситуациях, из которых мы сделали выводы, что нужно делать, а что запрещается. Старшие дошкольники имели возможность закрепить свои знания как в совместной деятельности с воспитателем: театрализованная деятельность, интеллектуальные и дидактические игры, так и в самостоятельной деятельности на прогулке и в режимных моментах: сюжетно – ролевая игра, подвижные игры.
Нами было отмечено, что дети и родители стали более внимательно относиться к правилам безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде.
А специально созданная предметно-развивающая среда помогла нашим воспитанникам «окунуться» в мир безопасности дорожного движения и закрепить полученные знания в практической деятельности.