Тамара Кирлашева
«Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада». Педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Исполнители проекта :
• дети группы,
• родители воспитанников,
• воспитатели ДОУ,
• старший воспитатель.
Заказчик проекта : администрация МДОУ детский сад №5 «Ромашка» общеразвивающего вида п. Советский Республики Марий Эл
Сроки работы по проекту : сентябрь 2013 г. – май 2015 г.
Введение
Публикация «„Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада“, Педагогический проект» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Современные философы трактуют понятия «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развития их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС, исполнение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Моя методическая тема: «Организация предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада».
На сегодняшний день передо мной встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей ясельной группы, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большой степени были связаны с организацией на ребенка как объект педагогического воздействия.
Сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие ребенка.
Предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов его осуществления и взаимодействия с окружающим. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи.
Поэтому стараюсь создать в группе яркую развивающую среду, которая бы привлекала внимание детей и наполнила разнообразным материалом с учетом возрастных особенностей. Активно использую игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю («Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Подуй на вертушку», игры с мыльными пузырями).
Важно еще то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Такая предметно-развивающая среда не останется постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимся интересами детей.
На родительском собрании совместно с родителями изучим особенности группы и составим перечень необходимого оборудования в игровых центрах. И было принято решение приобрести новую игровую мебель для группы. А также с наступлением весеннего перехода оборудовать новыми постройками участок, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли развиваться физически.
Предметно-развивающая среда – это место, где происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. И созданные условия в нашей группе и на участке, безусловно, будет влиять на полноценное физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие дошколят.
Программа
Цель: Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности младших дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, художественной и театральной).
4. Создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним.
5. Содействовать сотрудничеству детей и родителей для создания комфортной предметно-развивающей среды, как в группе, так и на участке.
Организационные условия :
1. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям ясельного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов ориентированных на более старший возраст.
2. Знание особенностей детей посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; развивать проявления «Я сам», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность.
3. Все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей.
4. Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и построением.
5. Размещение материалов должно быть многофункциональным, а не «витринным».
6. Каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка.
7. Учет половой дифференциации.
Гипотеза состоит в том, что каждый компонент предметно-развивающей среды будет предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, а именно:
1. поможет формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности;
2. созданная эстетическая среда вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает положительными впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Новизна. Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает нам проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Ожидаемые результаты:
1. Понимание родителями создаст творческую атмосферу в работе педагогов важности своего участия в создании комфортной предметно-развивающей среды в группе и на участке.
2. Обогащение предметно-развивающей среды.
3. Создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
4. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям ДОУ.
Перспективы проекта :
1. Подтвердится гипотеза.
2. Расширятся педагогические и психологические функции сотрудничества ДОУ и семьи.
3. Решится задача всестороннего развития детей, которое станет еще более целенаправленным и углубленным.
4. Будут применяться результаты проекта педагогами ДОУ по применению моделей сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме создания предметно-развивающей среды.
Бюджет:
1. Планируем приобрести развивающие игры для детей - 2 тыс. рублей.
2. Мебель – 18 тыс. рублей.
3. Строительный материал для оборудования летнего участка – силами родителей.
Этапы и пути реализации проекта
1 этап - подготовительный
1. Подготовить условия для реализации деятельности по проекту.
Изучение специальной литературы.
Приобретение развивающих игр
2. Определить наиболее эффективные методы работы с родителями.
Родительское собрание «Адаптация»;
Индивидуальные беседы с родителями.
2 этап – практический
1. Выработка системы воспитательно-образовательной работы по предметно-развивающей среды.
Познакомить с правилами игр: шнуровка «Машина», «Львенок»; «Цветы» (с пуговицы с пристегиванием); «Панно» (для тактильного развития); игра с застежками; на потолке «Карусель-шариков»; игры с прищепками – «Ежик», «Солнышко».
Стенд «Папа, мама, я»
Приобретение детской мебели в игровые зоны.
Оборудование летнего участка постройками.
2. Работа с родителями.
Консультация: «Какие игрушки нужны детям?»
Изготовление развивающих игр детей совместно с родителями.
3 этап – обобщающий
Определить эффективность работы по проекту 1. Проанализировать диагностические результаты.
Выступление на педсовете по результатам работы.
Родительское собрание «Предметно-развивающая среда роскошь или необходимость?»