Людмила Харитонова
Организация подвижных игр для дошкольников в условиях ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В. А. Сухомлинский
Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.
Публикация «Организация подвижных игр для дошкольников в условиях ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.
Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии.
Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания. При запоминании движений развиваются следующие компоненты: точность движений, ориентировка в окружающей обстановке, ловкость и скорость, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.
Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду. Например, большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Игра–естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, –неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Далее были сделаны обобщающие выводы:
1. Во время игры дети получают массу положительных эмоций. А это способствует быстрой адаптации друг к другу, к дошкольному учреждению. Здесь ребенок раскрепощается, может быть и руководящим и подчиненным.
2. У ребенка развивается самоконтроль, так как нужно соблюдать правила игры.
3. В игре со словами активно развивается связная речь.
4. Дети учатся взаимодействовать и ближе узнают друг друга.
5. Во время подвижных игр развиваются разные группы мышц.
6. В играх ребенок реализует главную потребность - двигаться.
7. Активно развиваются внимание, воображение, быстрота реакции, координация движений, умение ориентироваться в пространстве.
В конце собрания были обсуждены групповые вопросы (Новый год, снежные постройки на участке).