Альфия Шарибжанова
Организация и руководство играми детей в ДОУ
Цель: повышения уровня знаний педагогов об организации и руководства игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь – играть. По моему-мнению, игра – это не пустая забава, и очень важный вид деятельности ребенка чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее и важнее. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.
Публикация «Организация и руководство играми детей в ДОУ» размещена в разделах
Игра это ведущий вид деятельности, именно в игре, как во всякой деятельности детей воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное — обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре : как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.
Изо дня в день наблюдая детей, можно уже определять, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий.
Я считаю, первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делится со взрослыми своими намерениями. Здесь необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом.
Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком – либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие, поэтому основной путь влияния на выбор темы игры — создание у детей таких ярких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей, в таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.
Я считаю у маленьких детей (3—4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы, так наглядно необходимо напоминать детям о виденном, воспитатель все же не определяет тему игры. Одна и та же игрушка может вызвать разные ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие, а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть знакомую сказку.
В среднем дошкольном возрасте сюжеты многих игр черпаются из книг.
Бывает и так, что на лицо и знания, и интерес к теме, но игра не затевается, дети как будто не догадываются о возможном интересном сюжете игры. В таких случаях толчком к игре служит напоминание о проведенной экскурсии, прочитанной книге.
В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим и необходим лишь совет, который будит инициативу детей.
Тема игры, предложенная взрослым, оставляет детей ровдушными, если она не связана с их интересами, переживаниями. Беседа о виденном и прочитанном помогает детям разобраться в новых впечатлениях, усиливает к ним интерес, но как и наглядное напоминание может натолкнуть на тему, неожиданную для воспитателя. Так, после небольшой экскурсии, где дети наблюдали за происходящим вокруг и беседовали о том, что видели. И на вопрос Хотите играть?» — отвечали утвердительно.
Такие факты подтверждают, что игра не копирование жизни, а творческое ее воспроизведение, не просто закрепление полученных знаний, а их освоение в результате комбинации новых впечатлений с ранее полученными.
Одна из основных тенденций развития игры — формирование и целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.