Екатерина Прошкина
Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка по проведению утренней гимнастики.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов, на ногах – удобная обувь (чешки) или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься и босиком.
Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки : выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.
В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.
Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:
во второй младшей группе – 5-6 минут
Публикация «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
в средней группе – 6-8 минут
в старшей группе – 8-10 минут
в подготовительной группе – 10-12 минут
Последовательность выполнения упражнений.
Часть Последовательность Значение
Вводная Спокойная ходьба, плавно переходящая в медленный бег. Ходьба и бег увеличивает частоту и глубину дыхания, улучшает кровообращение.
Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стопы. Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки.
Ходьба с продвижением вперед (дыхательные упражнения по необходимости) Восстановление дыхания.
Основная Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины. Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки.
Упражнения для укрепления мышц туловища и ног Способствуют формированию правильной осанки, укреплению мышц ног.
Прыжки
Заключительная Дыхательные упражнения Восстановление дыхания
Ходьба на месте или с продвижением вперед Снижение общего возбуждения организма.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.
Общие методические требования :
Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности. Темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей. Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.
Спортивный инвентарь раскладывается заранее.
Педагог выполняет движения, стоя перед группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.
Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.
Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.
Основные требования к организации и проведению
утренней гимнастики
в младшей и средней группе.
2-ая младшая Средняя
Первая половина года Вторая половина года Первая половина года Вторая половина года
Бег
20-30 секунд 40 секунд 30-40 секунд 50-60 секунд
Построение
В круг В круг В круг В 2 колонны
Количество упражнений
4 4-5 4-5 4-5
Повторение упражнений
4-5 4-5 5-6 5-6
Включаются упражнения
• для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивания и дыхательных,
• ног,
• спины, живота и всего туловища • в ходьбе, беге, подскоки на месте,
• для укрепления мышц плечевого пояса и рук,
• шеи,
• ног,
• живота,
• спины
Пособия
Упражнения с флажками, погремушками, кубиками Упражнения с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой
Особенности использования терминологии
Имитационный характер упражнений.
Проводятся в игровой форме.
Показ упражнения педагог сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки) (подняли руки вверх – потянулись к солнышку)
«Идем как лошадки»,
«Прыгаем как зайки»,
«Поставили ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: тик –так»
1-я половина года:
Пояснения сочетаются с наглядностью. Упражнения носят имитационный характер.
«Руки на пояс, с высоким подниманием бедра, как лошадки идут»
Техника упражнения предварительно не объясняется.
Педагог сразу выполняет действие и проговаривает направление движения: «руки вперед, в стороны, вверх, опустили»
«Ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: тик-так»
«Ноги широко поставили. Взяли топоры в руки. И… Ух!»
«Сели, руки назад поставили. Ноги вместе, ноги врозь…»
2-ая половина года:
Вводятся распоряжения.
«Примите исходное положение…»
«Выполняйте упражнения, как я…»
«Закончить упражнение»
Требования к выполнению упражнений
Проговаривая исходное положение, педагог следит, чтобы ребенок по возможности занял необходимое исходное положение. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, педагог следит за тем, чтобы оно выполнялось указанным способом (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него). Постепенно приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Во время выполнения упражнений педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.
Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в старших и подготовительных группах.
Старшая Подготовительная
Первая половина года Вторая половина года Первая половина года Вторая половина года
Бег
30-40 секунд 50-60 секунд 50-60 секунд 60-90 секунд
Построение
2 колонны 3 колонны 3 колонны 3 колонны
Количество упражнений
5-6 5-6 6-7 6-7
Повторение упражнений
5-6 5-6 6-8 6-8
Пособия
Обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, круговая веревка, ленточки и т. д.
Особенности
Команды Команды Команды Команды
В старших и подготовительных группах перед выполнением упражнения дается команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». В исходном положении подается команда: «Со мной упражнение начи-НАЙ!». Последнее слово команды произносится с небольшой паузой: начи-най (дополнительный сигнал к началу выполнения упражнения). Если необходимо прервать выполнение, подается команда: «ОТСТАВИТЬ!». Заканчивают упражнения по команде «СТОЙ!» или «Закончили». Данные команды подаются вместо последнего счета: «И - и раз, два, три, закончили», «На месте стой: раз, два!».
Способы обучения детей упражнениям.
1. Способ обучения по показу. Преподаватель вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Делается пауза для исправления возможных ошибок.
2. Способ обучения по рассказу. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и рассказывает, какие движения следует выполнять на счет «раз», «два», и т. д. При обучении данным способом подсказываются основные действия вместо подсчета. Но в ритме и темпе упражнений. Например, вместо подсчета «раз-два-три-четыре» используются слова: «наклон – выпрямиться – присесть - встать».
3. Способ – комбинированный: педагог объясняет технику выполнения и одновременно показывает упражнение. Дети смотрят. По команде педагога – вместе с ним выполняют упражнение.
4. Способ обучения по разделениям. Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды: «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» - преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами. Например, «Руки вверх, правую ногу назад на носок – ДЕЛАЙ РАЗ!», «Упор присев на левой, правую в сторону – ДЕЛАЙ ДВА!», «Сменить положение ног – ДЕЛАЙ ТРИ!», «Исходное положение – ДЕЛАЙ ЧЕТЫРЕ!».