Елена Султанова
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне
1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов.
ХОД
Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово.
По вертикали. 1. наука об общих законах строения и функционирования языка - Лингвистика
2. раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы, 2) в языкознании - раздел, посвящённый изучению выразительных средств языка - Стилистика
Публикация «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне» размещена в разделах
4 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека. 2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь
Какой бывает словарь?
Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; активный запас слов отдельного носителя языка - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития.
Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка - часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития.
2 часть. Теоретическая.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Принципы словарной работы :
1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста?
Задачи словарной работы :
1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3. активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идё т по следующим направлениям:
овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3 часть. Дискуссионная.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Вопрос: назовите приёмы словарной работы?
Приёмы словарной работы :
называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
Вопрос: назовите методы словарной работы?
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий : осмотрах помещений д / с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка : создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Показ кинофильмов и диафильмов.
Чтение художественных произведений.
Рассматривание игрушек.
Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём - вопрос)
Дидактические игры.
Словарно-логические упражнения
Вопрос: Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями : «Послушайте ещё раз это трудное слово».
Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик?
4 часть. Практическая
- Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом.
- приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе.
5 часть. Решение кроссворда.
Продолжаем решать кроссворд.
11 – иносказательное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория
12 оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём нибудь - нюанс
6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение
5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет
9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур
10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора
7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.
8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы
9 в поэтике, слово или выражение. Заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение - гипербола
Привести примеры.
6 часть теоретическая (Приложение 3)
- требование к речи воспитателя.
- Содержание словарной работы вне занятий.
- Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться?