Татьяна Михайлова
Организация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на МО
«Организация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста»
Слайд 2
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон “Об образовании в Российской Федерации”, который дает возможность непрерывного образования.
Публикация «Организация художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.
Слайд 3
Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
Полноценное развитие ребенка – дошкольника обеспечивают :
• Профессионализм педагога
• Направленность личности педагога
• Мотивация педагогической деятельности
• Потребность и готовность педагога в саморазвитии
Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
Слайд 4
На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности.
Слайд 5
Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно, при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности.
А это означает, что, развивая интерес к изобразительной, музыкальной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания и конечно создавать ситуацию успеха.
Слайд 6
Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать. Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно-эстетического воспитания, а значит - профессиональной компетентности.
Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников следующие :
• Научная подготовленность
• Методическая подготовленность
• Профессиональные умения и навыки.
Слайд7
Таким образом, педагогу необходимо знать:
• психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
• психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
• методологические основы диагностики художественно-эстетического развития дошкольников;
• основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников;
• выразительные средства изобразительного искусства;
• психологические механизмы развития детского изобразительного творчества на разных этапах; специфику художественно-творческого развития детей дошкольного возраста;
• дидактические основы организации процесса художественного развития детей;
• особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства;
• основы художественного анализа произведений искусства и т. д.
Слайд 8-9
Уметь:
• определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей;
• осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
• формировать мотивы изобразительной деятельности (вызывать у детей стремление отразить в рисунке, интересующие его предметы, волнующие его события);
• воспитывать умения у ребенка самому ставить цель той или иной деятельности;
• формировать у детей собственно изобразительные действия (передача формы, строения, пропорциональное отношение, цвета, расположение предмета на плоскости листа);
• осуществлять интеграцию с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познание, развитие речи, игры и т. д.);
• формировать восприятие (обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения);
• организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность;
• осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать предпочтения, склонности, интересы, уровень развития ребенка в той или иной художественной деятельности;
• устанавливать партнерские взаимоотношения сотворчества, сотрудничества в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
• организовывать конструктивное взаимодействие детей в группе в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, средств;
• включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, которые максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей, осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
• создавать эмоционально-положительный климат на занятиях художественно-творческой деятельностью
• использовать региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдавать ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитывать местные традиции, характерное для региона народное искусство.
• создавать развивающую среду по художественно-эстетическому направлению содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Широко включать детские работы в жизнь дошкольного учреждения для создания эстетической среды, оформления и проведения праздников, выставки. Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству;
• осуществлять тесное взаимодействие, совместное проектирование работы по художественно-эстетическому направлению воспитателей и специалистов;
• отслеживать по результатам диагностики характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, характер его продвижения в развитии, в том числе по художественно-эстетическому направлению. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) использует исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей и т. д.
Слайд 10
Владеть:
• технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
• методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
• средствами активизации познавательной деятельности детей;
• навыками анализа психолого-педагогического мониторинга, собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования;
• методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей, выстраивая партнерское взаимодействие с ними через различные формы: совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, развлечениях, родительские клубы, встреч, консультации, тренинги, мастер- классы, музыкальные гостиные, выставки, встречи с интересными людьми, информационно-стендовая работа и т. д.
• информационными технологиями и применять на практике и т. д.
Слайды 7-10
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и воспитателей является главным и обязательным условием для осуществления личностно-ориентированной профессиональной деятельности в воспитании активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается в дошкольном детстве – периоде наиболее сенситивном (благоприятном) для усвоения способов художественно-эстетической творческой деятельности.
Слайд11
Сегодня мы постараемся углубить ваши знания, повысить профессиональную компетентность, изучить ценный передовой педагогический опыт коллег.