Ольга Ефимова
Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка. Двигательная деятельность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка.
Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т. д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Публикация «Организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сущность и значимость двигательной деятельности для детей :
- развитие нервной системы;
- интеллекта;
- повышение устойчивости организма к различным заболеваниям;
- развитие физических качеств, рост физической работоспособности;
- формирование личностных качеств;
- укрепление здоровья, нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем,
- появление положительных эмоций, влияющих на психолого-эмоциональное состояние, способствующих укреплению психического здоровья.
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.
Двигательная активность -это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Для повышения двигательной активности детей, особенно малоподвижных, воспитателю необходимо активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество. К сожалению, болезнь нашей цивилизации- малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен также, как недостаток кислорода!
Двигательная деятельность дошкольника должна соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие».
Организуя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
- наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры,
- изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,
- выбирать место для проведения игр,
- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
- определять дистанцию для пробежек, количество прыжков и т. д.
Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей :
- чередование активной и пассивной деятельности;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной деятельности осуществляется :
- в самостоятельной детской деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в организованной детской деятельности.
Формами организации двигательной деятельности в ДОУ являются :
- Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей;
- Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна, подвижные и народные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы, закаливающие мероприятия);
- НООД по физическому развитию;
- Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, дни здоровья, игры-соревнования, прогулки – походы (экскурсии).
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной деятельности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования. При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.