Гринченко Анжелика
Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.
Публикация «Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования» размещена в разделах
Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Поэтому задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.
Исходя из уникальности и неповторимости каждого ребенка, педагог должен опираться на те природные способности и возможности, которые заложены в ребенке. Оптимальное решение этой задачи предоставляет дошкольное образовательное учреждение, которое 12 часов в сутки ищет эти сокровища, видит ребенка в любом его проявлении: в игре, режимных моментах, образовательной деятельности.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.
Сегодня дополнительное образование представляет собой систему непрерывного образования – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности на основе свободного выбора. Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, которое отличается основным фактором: развитие творческих способностей ребенка. Этот вид образования направлен на создание условий для социализации, культуры, творческой самореализации ребенка для его интеграции в общество. Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоение детьми дополнительных образовательных программ, которые очень близки детям от природы, на развитие творческого потенциала. Самое главное, дополнительное образование – мотивированное образование за рамками основного образования. Мотив – это желание ребенка.
На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.
Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Сложившиеся объективные условия в системе дошкольного образования предполагают внедрение дополнительных платных услуг повсеместно. Но чтобы дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:
• постоянное внедрение нововведений;
• поиск новых форм образовательной деятельности;
• постоянное обучение и переподготовка кадров;
• проведение маркетинговых исследований с целью изучения потребностей заказчика;
• анализ конкурентов;
• выработка корпоративной культуры.
Исходя из вышеизложенного, перед руководством дошкольного образования возникает острая проблема о необходимости модернизировать организационный аспект управления, что ведет за собой переосмысление всего процесса дошкольного образования и переход на новый качественный уровень образовательных услуг при выполнении социального заказа.
Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Отличие основного образования от дополнительного
Основное образование
Дополнительное образование
Ребенок – сосуд, который нужно наполнить.
Как факел зажигает детей.
Ориентированность на социум.
Ориентировано на личность.
Строгая обязательность образования.
Свобода на всех этапах обучения.
Выполнение требований ФГОС ДО.
Мобильность образовательных программ.