анна соколова
Организация дней здоровья в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит дням здоровья. Проводят их один раз в квартал в последнюю пятницу месяца в течение года.
Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.
Публикация «Организация дней здоровья в ДОУ» размещена в разделах
Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.
В дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух.
В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.
Дни здоровья могут иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе, например:
• «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
• «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
• «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
• «Здоровое питание»;
• «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
• «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
• «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
• «Природа и здоровье» и т. д.
Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. Можно предложить детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьё зной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.
Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:
- зарядка бодрости,
- эмоционально-стимулирующей гимнастика,
- аэробика,
- гимнастика с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастика.
На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей.
Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
-сюжетно-ролевые игры;
-подвижные игры и упражнения на воздухе;
-путешествия-прогулки;
-простейшие туристические походы;
-уроки здоровья;
-динамические и оздоровительные паузы;
-спортивные праздники;
-пешие походы;
-спортивные конкурсы и викторины;
-забавы и развлечения;
-физкультурные досуги;
-решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
-народные и спортивные игры;
-упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
-солнечные и воздушные ванны;
-эстафеты и др.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.
Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Наиболее эффективны дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников, всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).
Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.
В перспективном планировании «Взаимодействие с родителями» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы дня здоровья :
• оригинальная информация в родительских уголках,
• памятки,
• консультации,
• домашние задания и т. д. ,
Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.
Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально - психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, благотворно влияет на детскую психику.
Список литературы:
1. Лысова В. Я., Яковлева Т. С. Спортивные праздники и развлечения. - М. : АРКТИ, 2000. С. 3 -4
2. Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М. : Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 - 199
3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников. - Мн. : Ураджай, 2000. 275 с
4. Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! - Мн. : «Просвещение», 1997. 125 с
5. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду. - М. : АРКТИ, 2000. 90 с
6. Шумилова В. А. Спортивно - развлекательные праздники в детском саду. - Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с