Елена Крюкова
Организация детского туризма в ДОУ в соответствии с требованиями и реализацией ФОП дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, современные дети не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, и уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами здорового образа жизни (ЗОЖ). Федеральный закон от 25 декабря 2012 года №257 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»» рассматривает физическую культуру и спорт как важнейшее средство укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания гражданственности и патриотизма, подготовки граждан к защите Родины.
Публикация «Организация детского туризма в ДОУ в соответствии с требованиями и реализацией ФОП дошкольного образования» размещена в разделах
Туризм впервые появился в ДОУ как обязательная часть программы при внедрении ФОП ДО.
Детский туризм не требует вложения больших финансовых средств, хорошо применяется воспитателями, родителями, общедоступен, понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьезных патологий и медицинских отводов от пеших прогулок. Уникальность детского туризма заключается в том, что им можно заниматься в любое время года. Это способствует снижению простудных заболеваний, повышению уровня физической и двигательной подготовленности детей, решает ряд проблем их психического здоровья. Применяя технологию «детского туризма» мы еще решаем задачи гражданско - патриотического воспитания: приобщения детей к истории родного края, объектам и явлениям природы малой Родины, объектам промышленного производства, памятным и достопримечательным местам города.
Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной деятельности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания, что способствует укреплению их здоровья. Походы стимулируют мыслительную деятельность, а также требуют наблюдательности. Походы, прогулки, экскурсии всегда проводятся в коллективе, когда один зависит от другого. В походах четко распределяются роли и обязанности каждого, поэтому создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности.
Смотрите, какие задачи по ФОП ДО в теме: «Активный отдых (туризм)»
Задачи:от 5 до 6 лет
Расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.
Содержание образовательной деятельности от 5 до 6 лет
Педагог организует для детей и родителей туристские прогулки и экскурсии. Время перехода в одну сторону составляет 30-40 мин, общая продолжительность не более 1,5-2 часа. Время непрерывного движения 20 мин, с перерывом между переходами не менее10 мин. Педагог формирует представления о туризме как виде активного отдыха и способе ознакомления с природой и культурой родного края; оказывает помощь в подборе снаряжения (необходимых вещей и одежды) для туристской прогулки, организует наблюдение за природой, обучает ориентироваться на местности, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения, осторожность в преодолении препятствий; организует с детьми разнообразные подвижные игры во время остановки.
Задачи: от 6 лет до 7 лет
Осваивать туристские навыки; сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристских прогулок и экскурсий.
Содержание образовательной деятельности от 6 лет до 7 лет
Педагог продолжает приобщать детей к здоровому образу жизни : расширяет и уточняет представления о факторах, влияющих на здоровье, способах его сохранения и укрепления, оздоровительных мероприятиях, поддерживает интерес к физической культуре, спорту и туризму, активному отдыху, воспитывает полезные привычки, осознанное, заботливое, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Педагог организует туристские прогулки. Время перехода в одну сторону составляет 35-40 мин, общая продолжительность не более 2-2,5 час. Время непрерывного движения 20-30 мин., с перерывом между переходами не менее 10 мин. В ходе туристической прогулки с детьми проводятся подвижные игры и соревнования, наблюдения за природой родного края, ознакомление с памятниками истории, боевой славы, трудом людей разных профессий. Для организации детского туризма педагог формирует представления о туризме, как форме активного отдыха, туристских маршрутах, видах туризма, правилах безопасности и ориентировки на местности: правильно по погоде одеваться, знать содержимое походной аптечки, укладывать рюкзак, весом от 500 гр до 1 кг; преодолевать несложные препятствия на пути, наблюдать за природой и фиксировать результаты наблюдений, ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу, осуществлять страховку при преодолении препятствий, соблюдать правила гигиены и безопасного поведения во время туристической прогулки.
Подборка методической литературы по детскому туризму.
1. «Туристические тропинки» Парциальная программа МБДОУ Д/С г. Армавир.
2. Чеменева А. А. Весёлые рюкзачок.
3. Завьялова Т. П. Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду.
4. ЗавьяловаТ. П. Методика обучения и воспитания области дошкольного образования. Туризм в детском саду.
5. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду// 2004г.
6. Кузнецова С. В. Туризм в детском саду // 2013г.
7. Казакова Н. А. Туристские походы в разное время года // Инструктор
по физкультуре №4 2012г.
8. Тимошкина С. В. Слет юных туристов // Инструктор по физкультуре №2 2019.
Организация туристической деятельности в детском саду.
Организуя туристскую деятельность старших дошкольников необходимо изучить нормативные документы, познакомиться со специальной литературой.
Воспитателю целесообразно приобрести и практический опыт участия в походе, овладеть элементарными туристическими навыками : умение правильно уложить рюкзак, поставить палатку, сориентироваться на местности, предсказать погоду по народным приметам и т. д.
Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход».
Каждая туристская прогулка ставит перед собой определенные задачи. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры.
Туристская прогулка может преследовать экологические цели - ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но главной ее целью и задачей всегда является оздоровление детей, т. к. от обычной познавательной экскурсии, за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80% времени должны составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. д.
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристской прогулки, погодные и климатические условия.
Проведению туристической прогулки предшествует определенная работа с детьми, с родителями, разработка маршрута, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей, формирование группы с учетом их физической подготовки, группы здоровья.
I.Организация туристской прогулки.
1. Подготовка к туристской прогулке.
а) При подготовке к туристской прогулке большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви. Одежда д. б. прочной, удобной, достаточно теплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, немаркой, соответствовать сезону и не стеснять движений детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, т. к. оно хорошо впитывает влагу.
Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребенок, лучше на рифленой, не скользкой подошве, можно использовать кеды, кроссовки. На ноги, даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, т. к. они хорошо впитывают пот, не натирают ноги, амортизируют.
Нельзя допускать движения детей в мокрой обуви, т. к. это приводит к появлению потертостей, а в холодную погоду- к простуде. Поэтому у каждого ребенка должны быть запасные сухие чистые носки.
Не рекомендуется разрешить детям идти в поход в обуви на «босу ногу», т. к. это также приводит к образованию потертостей.
б) Укладка рюкзака. Рюкзак для дошкольника следует выбирать в зависимости от их роста и физических возможностей.
Необходимо научить детей правильно укладывать рюкзак:
- расстегнуть карманы- клапаны, положить пустой рюкзак спинкой вниз: вдоль спинки и дна уложить одеяло так, чтобы на дне образовался мягкий валик;
- на дне разложить более тяжелые предметы: обувь, игрушки и т. д. ;
- в середину уложить продукты;
- сверху уложить запасную одежду и обувь;
- карманы рюкзака заполняются мелкими необходимыми в тур. походе предметами;
- завязать и застегнуть рюкзак и карманы;
- надеть рюкзачок, проверить, удобно ли он уложен, отрегулировать длину лямок.
II.Движение на маршруте.
Организуя туристическую прогулку, нужно предусмотреть участие в ней не менее 3 взрослых людей:
- направляющий движение;
- замыкающий его;
- руководитель тур. прогулки.
Структура тур. прогулки:
1. Построение, осмотр, проверка одежды и обуви, уточнение, все ли взяли, сообщение цели тур. прогулки и правил поведения.
2. Прохождение дистанции:
- впереди идут более ослабленные дети - они регулируют темп;
- сзади – более сильные дети, которые не позволяют колонне растянуться;
- дистанция между туристами на маршрутке менее 7 метра, что позволяет каждому своевременно заменить препятствие;
- скорость движения в начале пути и после привала несколько меньше, она снижается и перед остановкой, чтобы перевести работу сердца и легких на более спокойный режим;
- темп движения регулируется в зависимости от уровня физической подготовки детей, он должен быть таким, чтобы в конце пути дети ощущали приятную усталость, а не изнеможение.
Показателем того, что темп, расстояние и скорость маршрута выбраны правильно, является поведение детей: подвижность, способность интересоваться окружающим жизнерадостность, говорливость, желание двигаться дальше, играть в различные игры.
Об усталости говорят: молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы типа: «А когда мы придем?», «Скоро будем есть?» и т. д.
Хорошим показателем является частота сердечных сокращений, которая измеряется в начале пути, в середине, и в конце.
Оптимальная нагрузка по Зациорскому.
1. «Подгоночный» привал - проводится через 5-10 мин, чтобы снять лишнюю одежду, сменная обувь, подогнать лямки рюкзака.
2. «Промежуточный» привал - через 10 – 20мин.
3. Большой привал – организация отдыха детей, питание, развлечение.
4. Общий сбор, возвращение детей в детский сад.
5. Промежуточный привал – через 10 – 15 мин.
6. Приход в детский сад, подведение итогов.
III. Питание в туристской прогулке.
Большое значение имеет питьевой режим, т. к. при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде.
Целесообразно во время движения предложить детям пополоскать рот и сделать 2-3 глотка.
Лучше утоляет жажду настой из ягод, трав: шиповника, боярышника, черной смородины, мяты и др. Хорошо утоляет жажду и стимулирует работу организма изюм, который дети могут жевать во время движения.
На промежуточных привалах- кислая карамель, т. к. при усилении дыхания увеличивается выход из организма кислот и повышается щелочность тканей.
Организуя питание, следует предусмотреть и фрукты, овощи, пряники. Особый интерес вызывает печеная картошка, приготовленная на костре.
Горячую пищу в туристическом походе с дошкольниками готовить нецелесообразно.
IV. Организация привала.
Место для большого привала выбирают заранее, обеспечив безопасность детей. Хорошо, если взрослые установят палатку, чтобы дети почувствовали настоящими туристами.
V. Медицинский контроль.
Взрослые, сопровождающие детей в поход, должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую помощь.
В содержание походной аптечки должно входить:
1. Вата стерильная.
2. Бинты стерильные.
3. Индивидуальный пакет первой помощи.
4. Лейкопластырь.
5. Бакцирицидный пластырь.
6. Йод.
7. Раствор зеленки.
8. Марганцовка.
9. Настойка валерианы.
10. Нашатырный спирт.
11. Жгуты и шины.
12. Вазелин.
13. Сода питьевая.
14. Синтамициновая мазь.
15. Свинцовая вода.
16. Жгут резиновый.
Во время движения и на привалах необходимо следить за внешними признаками утомления детей, регулируя темп движения детей, не допуская переутомления.
С целью повышения интереса к занятию туризмом и закреплению приобретенных навыков применяются разнообразные формы организации детей :
- занятия беседы, в ходе которых дети получают знания о туризме и туристах их правилами, знакомятся с туристским снаряжением, с простейшими топографическими
знаками, узнают о Красной книге растений и животных, и т. д. ;
- практические занятия - на которых дети овладевают умениями уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, определять погоду по народным приметам;
- прогулки - недлительные путешествия детей, позволяющие на практике использовать знания и умения, полученные на занятиях;
- туристские слёты и спортивные праздники.