Людмила Гайдамака
Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросам взаимодействия детского сада и семьи в отечественной педагогике уделялось значительное внимание. Но даже при поверхностном анализе существующих методик взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений в них становится заметным их одно общее качество – стремление подчинить семью детскому саду.
Логику сторонников данного подхода можно представить следующим образом: семья является очень важным образовательным институтом, и благодаря направленному воздействию со стороны детского сада она приобретет ряд новых позитивных качеств. В некоторых рекомендациях можно даже встретить выражение «воспитание родителей». Данное направление взаимодействия является в корне неверным. На данной точке зрения уже давно настаивают ведущие научные сотрудники ФГАУ «ФИРО» а мы впервые попытались внедрить в педагогическую практику детского сада.
Публикация «Организации процесса социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей ЗОЖ в условиях Крайнего севера» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Родители и детский сад – два социальных института, которые играют важную роль в формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья, несмотря на общность целей в них различно буквально все – причины возникновения и пути развития. Поэтому в большинстве случаев традиционные методы организации работы с родителями остаются неэффективными.
Методическое сопровождение работы детского сада и семьи начиналось у нас с организации детско-родительского клуба выходного дня «Огонек». Темы ежемесячных встреч инициировали сами родители и были в основном направлены на развитие духовно-нравственных и познавательно-интеллектуальных качеств личности ребенка.
Проблема сохранения и укрепления здоровья по актуальности занимала последнюю позицию и была не востребована родителями.
Мы почувствовали, что запрос родителя не всегда отвечает действительной актуальности сохранения здоровья в условиях особой климатической зоны Крайнего севера. И это явилось для нас сигналом перестройки нашего взаимодействия с родителями, убедило нас в необходимости оказания помощи родителям в формировании их социального заказа детскому саду.
В связи с этим нами была определена тема инновационной деятельности «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой».
Для реализации цели информационно-аналитического исследования была разработана комплексная анкета для родителей детей 3-4 лет.
Анализ анкетирования позволил выделить три группы родителей -
Родители - лидеры, которые имеют определенный объем знаний в области физического воспитания ребенка, согласны принимать активное участие в образовательном процессе детского сада физкультурно-оздоровительной направленности, имеют желания к созданию атмосферы сотрудничества с педагогами, 21,8% (5 семей);
Родители - исполнители, которые согласны принимать участие в физическом воспитании ребенка, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада при условии наличия положительной для них мотивации, 52,2% (12 семей);
Родители - пассивные наблюдатели, которые не проявляют интерес к организации физического воспитания детей в условиях семьи и детского сада, не стремятся повысить уровень знаний этого вопроса, 26% (6 семей).
Вместе с тем, экспериментальная группа смогла:
1. Определить источники информации родителей (законных
представителей) по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей :
62,2 % родителей получают информацию о формировании
у ребенка основ здорового образа жизни от родителей и друзей, они же используют средства массовой информации (ТВ, интернет, журналы, педагогическая литература);
52.2% родителей прибегают к помощи педагогов
дошкольного учреждения
78,2% - у 18 семей имеется жизненный опыт, который,
как выяснилось при беседе с родителями, оказался недостаточным, что бы оказать квалифицированную помощь своему ребенку по вопросам укрепления здоровья и физического развития детей.
2. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье :
91,3% семей установлен режим дня;
60,8% родителей установлено спортивное оборудование;
34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие
мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;
47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке
на свежем воздухе;
72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле
видео передачи ребенку более 2-х часов;
3. Определить условия по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка в семье :
91,3% семей установлен режим дня;
60,8% родителей установлено спортивное оборудование;
34,7% (8) родителей проводят дома закаливающие
мероприятия с детьми; 56,5% (13 семей) уделяет 10 часов ночному сну ребенка;
47,8% (11) родителей не уделяют достаточного времени прогулке
на свежем воздухе;
72,2% (19) родителей разрешают ежедневно просматривать теле
видео передачи ребенку более 2-х часов;
73,9% родителей считает причиной заболеваемости ребенка –
контакт с больными детьми.
86,9 (20) родителей встречались с понятием «Физическая
культура», «Физическое и психологическое здоровье», но они не могут объяснить его точное значение;
17,3% родителей (4) знают и используют дома с детьми физические
упражнения и подвижные игры для детей 4 -го года жизни.
52,1% (12) родителей укладывают детей спать примерно в одно и
то же время, прочитав сказку, в абсолютной тишине. Но только 2 родителя соблюдают режим дня в праздничные дни.
4. Определить круг вопросов интересующих родителей по формированию культуры здоровья и физической культуры ребенка:
34,9% родителей интересуются наличием двигательного опыта
детей;
26% родителей интересуются процессом организации
физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду;
13% родителей интересуются здоровьем детей;
21,7% родителей хотели бы получить информацию об
особенностях организации закаливающих процедур в условиях семьи;
30,4% родителей проявляют интерес и желание участвовать
в планировании физкультурно-оздоровительных мероприятий детского сада.
5. Определить возможность родителей транслировать и обогащать опыт физического воспитания детей :
52.1 % родителей не имеют опыта оздоровления и системы
физического воспитания ребенка дома;
17.3% родителей имеют определенный опыт физической
реабилитации организма ребенка после перенесенных заболеваний ребенком;
8,6% родителей имеют определенный опыт укрепления здоровья и
физического воспитания ребенка, и проявляют желания им делиться;
4,3 % родителей предлагают свои услуги по расширению круга
общения с другими родителями.
6. Определить возрастную группу родителей, возраст:
73,9% (17 семей) имеют возраст от 30 до 40 лет;
из 23 семей – 46 родителей, 31 родитель (67,3%) имеют высшее образование.
Такая детализация позволяет педагогам определить направления своей работы по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья». Мы сосредоточили свои усилия на выявлении резерва из числа родителей, которые могли бы оказать нам помощь. В результате было установлено, что из 24 только 7 человек являются лидерами, которые имеют определенный объём знаний в области физического воспитания и готовы к сотрудничеству ради своих детей.
При проведении первого родительского собрания по специально разработанному сценарию были определены две рабочие группы родителей (объединения произошли по месту работы и по старым связям – вместе ходили в ясли). Результатом проведения всей предыдущей работы явилось создание творческой группы, в состав которой впервые вошли родители.
В этом году мы начали практиковать совместную разработку проекта при равноправном и партнерском участии родителей по сохранению и укреплению здоровья на тему «Сохраним здоровье вместе!» в рамках экспериментальной площадки.
Технология организации этих мероприятий предполагает наряду с решением актуальнейших вопросов по здоровью детей «Здоровая стопа», «Ровные спинки», «Сам себе массажист», «Зоркие глазки», «Веселые игры», «Здоровое питания» проведение мастер-классов по обмену опытом как педагогов, специалистов ДОУ так и родителей.
Включение в эту работу именно опыта родителей является чрезвычайно важным, потому что именно он более доступен пониманию большинства родителей и они могут сразу же включить его в арсенал средств работы с ребенком. Для того чтобы бесценный опыт родителей сохранялся и мог использоваться другими нами будет создана «книга здоровья» с целью обмена опытом как сохраняют здоровья в семье в условиях Крайнего севера.
Организация на абонементной основе регулярных посещений родителей с детьми в выходные дни соревнований различного уровня в нашем северном городе (хоккей, фигурное катание, плавание) в «Ледовом дворце», СОК «Геолог» и др.) обеспечит поддержание интереса всей семьи к физической культуре и спорту. С целью мотивации родителей на ЗОЖ и стимулирования их на систематические занятий физической культурой с ребенком запланировано посещения уроков физкультуры в начальной школе. При этом содержание для уроков отобрано таким образом, что родители смогут реализовать его в условиях семьи. Тема уроков - прыжки через нарты, на прогулках с детьми – прыжки через санки.
Интерес представляют и встречи родителей с детьми и педагогов с известными спортсменами нашего округа. Надеемся, что эти встречи будут способствовать появлению у родителей интереса к раннему приобщению детей к спорту.
Мы считаем, что в настоящее время доступной формой, которая может использоваться как в детском саду, так и семье является разработка новых технологий, связанных с полноценным сном ребенка. Надеемся, что социальное партнерство семьи и детского сада будет новым резервом формирования у детей основ физической культуры и культуры здоровья!