Райана Дайсанова
Организации игры с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игры как инструмент коррекции нарушений коммуникации и социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это эффективный и, пожалуй, самый естественный путь к развитию.
Основа успешной игровой терапии – создание простой, но насыщенной сенсомоторной среды, стимулирующей как двигательную активность ребенка, так и его сенсорное восприятие. Однако, организация такой игры требует чёткого понимания специфики РАС и принципов построения взаимодействия.
Ключевым моментом является установление эмоционального контакта. На начальном этапе игрушки могут отвлекать от главного – взаимодействия с взрослым. Поэтому, желательно начать без них, сделав взрослого центром игры, «лучшей игрушкой». Это требует от взрослого максимальной вовлеченности и позитивного эмоционального настроя. Но не забывайте, что ребенок с РАС может нуждаться в предсказуемости и стабильности. Поэтому, игра должна начинаться в одном и том же месте, в одинаковой позе, с одних и тех же слов-маркеров. Это помогает ребенку ориентироваться в ситуации и снижает уровень тревожности. Постепенно, можно вводить простые игрушки, но всегда контролируя их роль – они должны дополнять, а не заменять взаимодействие со взрослым.
Простые инструкции – залог успеха. Длинные, сложные объяснения будут непонятны ребенку. Инструкции должны быть краткими, конкретными и понятными, используйте простую лексику. Например, вместо "Давай поиграем в игру, где мы будем имитировать полет птицы" лучше сказать: "Полетели!".
Важно различать игру и упражнения. Игра – это прежде всего удовольствие, спонтанность и свобода. Упражнения – это целенаправленные действия, часто связанные с выполнением определенных заданий. В контексте работы с детьми с РАС, начало работы должно быть сосредоточено на игре, а лечебные элементы вводятся постепенно и ненавязчиво, вплетаются в игровую структуру.
Сенсорная стимуляция – неотъемлемая часть процесса. Дети с РАС часто обладают специфической сенсорной чувствительностью. Поэтому, важно обеспечить разнообразную сенсорную стимуляцию, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Это могут быть разные фактуры материалов (мягкие, шероховатые, гладкие, температура (тепло, холод, звуки (тихие, громкие, разнообразные по тембру, а также движения (качание, вращение, прыжки).
Использование подручных средств: простыня или покрывало, мешок-кресло (например, из старого одеяла, фитбол – доступные и эффективные инструменты для сенсорной интеграции и развития двигательных навыков. Игры в догонялки, "ку-ку", кататься, устраивать "полеты" в покрывале, имитировать перекатывание "бревнышком". Важно экспериментировать и наблюдать за реакцией ребенка, выбирая те игры и материалы, которые вызывают у него наибольший интерес и позитивные эмоции.
Примеры игр:
"Полетаем":
Взрослый поднимает ребенка за руки, имитируя полет, сопровождая это соответствующими звуками и эмоциями.
"Прыг-скок, в ямку бух":
Простая игра, развивающая координацию и двигательную активность.
Катание в покрывале/простыне:
Создает чувство безопасности и комфорта, стимулирует вестибулярный аппарат.
Перекатывание "бревнышком":
Развивает мышечный тонус и координацию.
Сенсорные коробочки:
Коробочки наполненные различными материалами (крупами, бусинками, песком) стимулируют тактильное восприятие.
Игры с водой:
Игры с водой в ванне, переливание воды из одной емкости в другую развивают мелкую моторику и сенсорное восприятие.
Музыкальные игры:
Прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах стимулируют развитие слухового восприятия и эмоциональную сферу.
Главная цель – получение ребенком положительных эмоций от игры. Если игра вызывает у ребенка интерес и желание повторить ее, значит, взаимодействие успешно. В процессе повторения игр происходит естественное общение, и укрепляются коммуникативные навыки.
Работа с детьми с РАС требует индивидуального подхода. Необходимо наблюдать за реакцией ребенка на разные игры и корректировать подход в соответствии с его индивидуальными особенностями. В сложных случаях необходимо обращаться за помощью к специалистам – детским психологам, логопедам, и другим специалистам, работающим с детьми с РАС. Постоянная поддержка, терпение и любовь – ключ к успеху.