Людмила Сорокина
Организации и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум
«Организации и руководство игровой деятельностью
детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни. Это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
Публикация «Организации и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
«Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В. А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги, проверьте себя, свои знания.
Вопросы для педагогов (ответы в конце текста) :
1. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей?
2. Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?
3. Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку?
4. Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу?
5. Что является «сердцем игры»?
6. Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?
7. Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках?
8. Для чего нужна считалка в игре?
9. В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты?
10. Дети младшего дошкольного возраста в игре больше нуждается в про-странстве или игрушках?
11. Откуда берётся речевой материал для народных подвижных игр?
Классификация игр детей дошкольного возраста (источник - Новосёлова С. Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. No 3. С. 86. или сайт «Игра. Школа С. Л. Новоселовой»)
Классы игр Виды игр Подвиды игр
Игры,
возникающие
по инициативе ребенка
Игры-экспериментирования
1. Игры с природными объектами
2. Игры с игрушками для экспери-ментирования (в т. ч. компьютерные)
3. Игры с животными и людьми
4. Игры – общение с людьми
Сюжетные
самодеятельные игры
1. Сюжетно-отобразительные игры
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Режиссерские игры (в т. ч. компьютерные)
4. Театрализованные самодея-тельные игры
Игры,
связанные с
исходной
инициативой
взрослого
Обучающие
1. Сюжетно-дидактические игры
2. Подвижные игры
3. Музыкально-дидактические игры
4. Учебно – предметные дидактиче-ские игры (в т. ч. компьютерные)
5. Автодидактические предметные игры
Досуговые
1. Интеллектуальные игры
2. Игры-забавы и развлечения.
3. Театрализованные игры
4. Празднично-карнавальные игры
5. Компьютерные игры
Игры народные, идущие
от
исторической
инициативы
этноса
Обрядовые
1. Семейные
2. Сезонные
3. Культовые
Тренинговые
1. Интеллектуальные
2. Сенсомоторные
3. Адаптивные
Досуговые
1. Игрища
2. Тихие игры
3. Игры-забавы и развлечения
Какие виды игр Вы чаще всего используете в совместной образовательной деятельности с детьми?
А сейчас я предлагаю Вам выполнить упражнение «Продолжи предложение».
Мне нравятся дидактические игры, потому что.
Мне не нравятся дидактические игры, потому что.
Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я.
Я считаю, что в игре дети учатся.
Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что.
На мой взгляд, самые полезные игры для детей это. потому что.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий.
1. Свободное и добровольное включение детей в игру : не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С по-мощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т. е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности («Вижу, но не мешаю», отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Итак, любая деятельность выполняется с какой – либо целью.
Существует несколько типов мотивации детей к игровой деятельности.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослыми, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных уси-лий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями реше-ния поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
нельзя навязывать ребёнку своё видение
обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.
Таким образом, игра ребенка – дошкольника в первую очередь это деятель-ность. Как и любая другая деятельность, она обусловлена целью, которая достигается путем решения конкретных задач, поставленных перед ребенком. Поэтому главное в организации игровой деятельности - ее планирование с определением конкретных целей и задач. Чем конкретнее Вами будут сформулированы задачи игровой деятельности, тем легче будет спланировать и организовать совместную игру педагога с ребенком.
1. Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
2. Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности? (интеллектуальные игры)
3. Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (предметы-заместители)
4. Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (режиссерские игры)
5. Что является «сердцем игры»? (роль)
6. Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду? (самостоятельные).
7. Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (в пространстве)
8. Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
9. В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (творческие)
10. Дети младшего дошкольного возраста в игре больше нуждается в про-странстве или игрушках? (в игрушках)