Басс Оксана Ивановна
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться с вами своим опытом работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В частности эксперименты с водой. У воды есть много интересных свойств, с которыми дошкольники с удовольствием познакомятся.
Вода - главный компонент всего живого. Знакомство с ней - важный шаг в развитии маленьких детей. Легко создавать, но впечатляющие эксперименты с водой для дошкольников, описанные ниже, станут отличной помощью для воспитателей и родителей.
Вкус воды
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Необходимо предложить детям определить, каким вкусом обладает вода, для чего проводится следующий опыт : пусть каждый ребенок попробует воду из ложки и поймет, что в чистом виде она не имеет вкуса;
добавьте соль, сахар и, например, сок в разные чашки, снова предложите попробовать.
Цвет
Чтобы познакомиться с цветом, налейте воду в шесть прозрачных стаканчиков или маленьких баночек. Проведите следующие эксперименты:
показать первую банку детям, пусть посмотрят через нее и предложат определить цвет воды (бесцветный);
попросите детей дошкольного возраста добавить разные красители в три банки и проанализировать с ними, что происходит;
добавить чернила в одну из чашек с чистой водой и посмотреть с детьми, как они окрашивают воду, добавить сюда уксус с каплями, тем самым вернув прозрачность жидкости;
добавить марганец в другой стакан, чтобы вода стала вишневой, а затем снова обесцветить, капнув туда несколько капель перекиси водорода;
добавляем в последнюю банку крахмал и перемешиваем, капаем пару капель йода, чтобы вода стала синей.
Запах
Детям дошкольного возраста будет очень интересно узнать, что вода не имеет запаха. Для этого можно налить воду в несколько стаканов и дать всем понюхать, а затем добавить в каждый стакан разные пахнущие вещества - экстракт валерианы или эвкалипта, парфюм и так далее, снова предложить оценить запах.
Форма
Вода не имеет своей формы - она текучая. Чтобы донести это до детского сознания, нужно подготовить различные предметы (желательно прозрачные) - банку, полиэтиленовый пакет, медицинскую перчатку, стакан, флягу и другие. Затем наливайте в каждую воду и дайте детям по-экспериментировать, наливая туда-сюда.
Температура
Вы можете рассказать дошкольникам, что вода может быть различной температуры, используя следующий опыт : налить воду в три достаточно больших контейнера - горячего, холодного и комнатной температуры (жидкость должна быть достаточно теплой или холодной, но так, чтобы это не доставляло неудобств руке ребенка);
предложить ребенку положить одну руку в емкость с теплой водой, другую - в емкость с холодной;
опустите обе руки одновременно в емкость с водой при комнатной температуре и опишите их ощущения.
Состояние
Очень важно рассказать детям о возможных агрегатных состояниях воды, и для этого:
приготовить емкости с обычной водой, горячей, из которой поступает пар, и кусочком льда;
пусть вы касаетесь воды и льда, держите руку над паром, говоря о состояниях.
Вы также можете познакомить детей дошкольного возраста с испарением с помощью этого опыта :
смочить носовой платок, губку или вату в воде;
провести одной рукой ребенка влажный материал;
предлагают надуть сначала на сухую руку, а потом на мокрую и рассказать о своих чувствах.
Отлично с переходом воды из одного состояния в другое детей познакомят с играми с кусочками льда, которые можно разморозить по-разному - теплым воздухом, каплей воды, пребыванием в солнечном месте и так далее.
Плотность
Очень интересным понятием является плотность воды и ее взаимодействие с плотностями других объектов. Детям будет легче понять, что это такое, проведя ряд соответствующих экспериментов.
Опыт № 1 :
Набрать воду в тазик и опускать в него различные предметы - деревянный брус, кусок металла, надутый шар, гальку и так далее;
рассказать о плотности и выяснить у детей, какие объекты, по их мнению, имеют более высокую плотность, а какие более низкую плотность (если плотность объекта больше, чем у воды, то он утонет).
Опыт № 2 :
Подготовьте три прозрачных контейнера - два по 0,5 литра и один литр (можно 2 литра и один по два литра);
залить первым обычную воду и поместить сырое куриное яичко - оно опустится на дно;
Во второй таре приготовить соленый раствор - 2 столовые ложки соли на 0,5 л (если банка - литр, то 4 столовые ложки соли на банку, спустить в раствор яйцо - оно поплывет на поверхность (соленая вода имеет более высокую плотность);
поставьте яйцо на дно самой большой банки и аккуратно налейте в него жидкость из предыдущих банок - яйцо должно подняться и повиснуть посередине.
Круговорот
Вы можете рассказать дошкольникам о круговороте воды в природе с помощью следующего опыта :
залить в 3-литровую банку слой горячей воды высотой 2,5 сантиметра;
поместите несколько кусочков льда на тонкий металлический лист (чем больше, тем лучше) и поместите его поверх банки;
вода испарится, пар поднимется и остынет у листа, в результате чего в верхней части образуется небольшое облако;
пар, достаточно остыв и набравшись, снова конденсируется в капли воды, которые, стекая по краям банки, вернутся на прежнее место
Капиллярность
Интересным свойством воды является капиллярность, то есть способность подниматься по тонким трубкам. Это свойство можно показать воспитанникам детских садов следующими экспериментами:
украсить воду в несколько стаканов яркими цветами и поместить в них срезанные белые цветы или, например, листья белокочанной капусты, оставить на время и следить за тем, как они будут окрашены в те же цвета, что и вода в стакане;
возьмите длинный белый шнур, нарисуйте на нем полоски в разных местах разноцветными маркерами (на некотором расстоянии друг от друга, поместите его в высокую бутылку с водой и проследите, как по мере поглощения воды шнур будет окрашиваться в радужные цвета.
Преломление и увеличение
Вода имеет тенденцию визуально преломлять объекты и увеличивать их размер. Это демонстрируется следующим образом: нужно положить любой предмет в банку с водой (шарик, яйцо и так далее, поставить точно такой же предмет рядом с банкой и предложить детям сравнить их размеры (в банке их больше);положите обычный карандаш в стакан воды - он изгибается визуально;нарисуйте на листе бумаги две яркие стрелки, направленные в одну сторону и расположенные одна над другой, поместите лист стрелки за пустой стакан, налейте в стакан воду, чтобы он закрыл только одну стрелку (она повернется в противоположную сторону, наполните стакан сверху (вторая стрелка тоже развернется).
Расщепление света
Вода преломляет свет - это известно взрослым, но удивительно для дошкольников. Сделать радугу можно следующим образом:
приготовить миску с водой и поставить на окно в солнечный день;
опустить зеркало в таз и, повернув его, поймать солнечные лучи;
направляем лучи на белую стену, образуя радугу.
Эксперименты
Закрепить полученные знания и просто развлечь детей можно с помощью интересных экспериментов и удивительных трюков с водой.
Налейте такое же количество воды в узкие высокие и низкие широкие стаканы и предложите детям угадать, где больше. Налейте воду в идентичные контейнеры.
Для дополнительных экспериментов с плотностью воды поместите в нее спички. Положите сахар в центр контейнера - спички будут двигаться в его направлении. Затем уберите сахар и положите кусок мыла - спички разлетятся в стороны.
Налейте воду в банку, оставив 4 или 5 сантиметров на крышке, и добавьте немного моющей жидкости. Плотно закройте банку крышкой и встряхните - получится внушительная и завораживающая морская водоворот.
Вырезать небольшие цветы из цветной бумаги, завернуть их лепестки посередине и поместить цветы в воду - бумага намокнет и развернется, как будто почки цветут.
Есть много удивительных экспериментов с водой, предназначенных для детей старшего возраста, но обязательными составляющими (кроме воды) всегда являются артистизм и харизма педагога, который их проводит.