Папки-передвижки

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ

Елена Караваева
Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский).

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира»

(В. А. Сухомлинский).

Эти слова выдающихся педагогов я всегда беру за основу в своей работе. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться.

Публикация «Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ» размещена в разделах

Именно музыка дает духовную пищу и радость общения, именно музыка учит и воспитывает. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают с помощью систем, разработанных Т. М. Орловой, С. И. Бекиной и Тютюнниковой (система развития голоса, О. Радыновой (развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости, Н. А. Ветлугиной (творчество в детском саду, методические приемы). Не каждый взрослый (будь то даже родители) может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность – музыкальные руководители детского сада. Нет, мы не готовим профессиональных музыкантов, мы «врачуем» души наших малышей. Вместе с ними мы мечтаем, фантазируем, грустим, веселимся, уносимся в другой, самый замечательный мир музыки! Моя сегодня главная задача - сделать жизнь ребенка содержательнее, нравственнее, приобщить к истинным ценностям, а еще воспитывать хороший вкус.

Прежде всего, я определила для себя конкретные задачи.

Первая задача – пробудить у детей интерес к музыке, научить детей слушать и слышать разную музыку. Искусство слышать! Что значит слышать музыку? Я понимаю это очень широко: слышать - внимать, открывать её, входить в неё, погружаться, переживать, следовать, следить за мелодией, развитием содержания действия, замечать что-то новое, познавать, различать части, образы, оценивать. Слышать музыку в моем понимании – это откликаться на неё эмоционально, вживаться в музыкальный образ, мысленно перевоплощаясь, испытывать нравственное переживание и, значит, духовно, нравственно совершенствоваться. А из этого вытекают остальные задачи.

Поднять общую музыкальность – это моя вторая задача. Ведь посредством слушания музыки у детей развиваются и обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.

Третья задача – привить ребенку вкус к хорошей музыке. Я думаю, очень важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, знакомит с доступными их восприятию образами современной, классической, народной музыки.

А четвертой задачей является формирования знаний об основных элементах музыки (мелодия, лад, гармония, её создателях и исполнителях, музыкальных инструментах, подведение детей к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, предоставления детям свободы самовыражения, ощущения чувства интеллектуальной и эмоциональной раскованности.

Решить эти задачи мне помогают следующие методы и приё мы:

показ картин, иллюстраций, игрушек, инструментов, портретов композиторов, карточек; беседы из истории создания произведения, сведения о композиторах, музыкантах, о появлении новых инструментов; использование поэтического слова; сравнение нескольких музыкальных произведений с одинаковыми названиями, но разными характерами; сочетание аудиозаписей и «живого» исполнения, оркестрирования; передача характера в танцевальных и игровых импровизациях.

Музыка – сложное искусство! Я начинаю работать с детьми в возрасте от двух лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути, продолжительностью в несколько лет, ребята систематически и последовательно, от простого, к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Из многолетнего опыта я пришла к такому выводу: только хорошо продуманные занятия, только систематическое слушание музыки в младших группах помогает детям в старшем возрасте лучше понимать и любить её. Эти условия помогут получить прекрасные результаты у детей от рождения без явных музыкальных способностей.

Свои занятия с самыми маленькими (от 2 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если, слушаем песенку «Зайка» (муз. Карасевой, то обязательно в руках у меня - игрушка. Воспитатель может прочитать о нем стихотворение, взяв игрушку обыграть содержание песни. А на следующих занятиях «зайка» - активный участник: «слушает», как дети поют, «смотрит», как танцуют, обязательно играет с детьми. На последующих двух - трех занятиях «зайка» может спрятаться и тогда дети (особенно если это середина занятия) ищут его и сюжет развивается дальше : «зовут» зайку песенкой, хлопками, узнают настроение зайки, что он делает. А зайка может «постучать и прийти» в гости с подарками (новой пластинкой, кассетой, иллюстрацией, музыкальными инструментами, с другом – игрушкой кукольного театра. Эта структура занятия остается, когда «приходит кукла», «где–то плачет киска», «прилетела птичка», «спрятался петушок», «потерялась собачка». Вот такое применение игрушек (или кукол би-ба-бо) вызывает истинный восторг у детей. Малыши стараются активнее вести себя, внимательнее, заинтересованно слушать (причем до конца, понимать содержание, запоминать, а значит, становятся эмоциональнее.

На каждом занятии с малышами стараюсь использовать или детские стихи (небольшие четверостишия) или потешки, пестушки, или иллюстрации, просто загадки – отгадки (иллюстрированные книги, заводные игрушки. Сколько радости доставляют они детям! А значит просто не могут не оставить их без эмоций.

Обратила внимание, что дети младшего возраста легко воспринимают песни, исполненные без инструментального сопровождения, которое, как бы вначале мешает малышам разобраться в тексте. А музыка играет как бы второстепенную роль. Стала использовать музыкальные сказки : «Курочка Ряба», «Колобок», «Веселый теремок», «Мишки-шалунишки». Дети осмысленно «разбираются» в музыке. И вот тут поддерживаю внимание, интерес у детей с помощью игрового, танцевального творчества, дидактических игр. Игры важны не только, как обучающие, но и как воспитывающие красоту. И для этого стараюсь изготавливать яркие, красочные пособия:

- «Дерево с поющими птицами», которые могут прятаться, прилетать, улетать.

-«Музыкальный куб»,

-«Веселая карусель»,

-«Ну-ка, угадай-ка»,

-«Кто в домике живет»?

- «Веселый клоун» и т. д.

Научив детей слушать маленькие пьесы с интересом, понимать инструментальную музыку, я постепенно перехожу к интересному методу: рассказу, иллюстрированному музыкой. Обычно это доминантное или комплексное занятие. В рассказ включаю два, затем три и даже четыре пьесы. Рассказ мой короткий, он объясняет содержание музыки. Самое необходимое, чтобы рассказ был интересным, понятным, лаконичным. Это «В саду» («Бабочки», «Полька», «Дождь» («Капли дождя», «Сильный дождь», «Гром» и опять «Сильный дождь», «Что случилось в лесу», «Деревья качаются», «Зайчики», «Медведь идет», «Зайки убежали».

Процесс работы в средней группе остается прежним. Правда, теперь детям доступны более тонкие музыкальные нюансы, они уже обладают определенными знаниями и умениями. Дети различают f и p, верхний и нижний регистр, быструю и медленную музыку, могут чувствовать характер музыки, выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Вместе с детьми пробуем передавать настроение инструментальных пьес («Обидели» В. Агафонникова, «Плач куклы», «Рёвушка», «Жадина» Д Кабалевского, «Играем с водой» фр. н. м.). Дети воспринимают музыку как сиюминутное действие.

В работе со старшими детьми у меня есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях, часы досуга, на праздниках, во время концертов и экскурсий. Имеющийся у детей уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать, и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, об отдельных видах музыкального искусства.

В детском саду вместе с детьми слушаем тишину. Она не бывает абсолютной. Все замолкают и слушают тишину после моего сигнала. Дети слушают звуки, мы дали им даже названия «Звуки детского сада». А потом все фантазируем. Это интересно, если тишина переходит в музыку. И тогда фантазируем на заданную тему. Вот тут-то дети и различают, и называют качество звуков. Дети отлично изображают грозу с раскатами грома, «дождинки», «листопад».

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отличал Д. Б. Кабалевский, учит услышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».

Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу, я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, дети старались изобразить зимний лес (нежные елочки, дубы – богатыри, снежинок, которые в разных частях музыки изображают метель, а на вторую часть – настоящую бурю.

Очень нравится игра «Копилка». Дети пополняют свой словарный запас, «заполняют» свои «копилки» красивыми, необычными словами. Постоянно дети пользуются цветными фишками для определения характера всей музыки или частей (голубая – спокойная, грустная, красная – яркая, бодрая, веселая, радостная, зеленая – задумчивая, взволнованная, таинственная).

Особенно привлекает детей музыкальный домик, где можно «услышать», что в нем делают, на чем играют, сколько девочек поют, сколько мальчиков, какие звуки звучат по высоте, длительности. Свои знания в определении характера музыки дети показывают с помощью цвета красок. Ребенок рисует не только музыку во время её звучания, сколько себя, своё настроение и восприятие. Дети создают свои «музыкальные картины» : «Осень в лесу», «Зимние потехи», «Сказка в музыке», «Весеннее утро», «Летние картины» и другие.

С удовольствием дети выполняют мои задания, указания, превращения, («пофантазируйте», «представьте», «придумайте», «я вращаю, я вращаю, всех я вас превращаю…».

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» Н. А. Ветлугина.

Каждый раз, приходя на работу, я с нетерпением жду детей. Ведь мы с ними отправляемся в волшебную страну, в страну МУЗЫКИ!

Публикации по теме:

Конспект занятий на тему «Волшебная страна Чувств и Эмоций» Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, через закрепление знаний об основных эмоциях: радость, страх, удивление ит. д.

Опыт работы «Развитие музыкальных способностей посредством разных видов детской деятельности» Тема опыта:Развитие музыкальных способностей, через разные виды детской деятельности. Актуальность и перспективность моей творческой темы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ
Опубликовано: 5 мая 2015 в 21:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Караваева (УИ 43335) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД