Наталья Маркина
Опыт работы «Использование инновационных технологий в воспитании у детей здорового образа жизни». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями.
Беседы
15
Индивидуальные консультации
Семинары — практикумы
Информационные стенды
Родительские собрания
Совместные праздники, конкурсы, соревнования
Дни и недели здоровья
Анкетирование и др.
Физкультурные досуги
Это организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду
с этим способствует решению задач физического воспитания.
Досуги проводят 1-2 раза в месяц длительностью 15-25 мин в средней
группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах.
Публикация «Опыт работы „Использование инновационных технологий в воспитании у детей здорового образа жизни“, Часть 2» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми
на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости,
быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. В развлечения могут
быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.
Физкультурные праздники
В ДОУ всегда отмечаются общенародные праздники: | июня, 9 Мая, 8
Марта, а также Новый год, выпуск детей в школу и другие.
В программу каждого праздника включаются физические упражнения,
пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное
настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также
и на физкультурных. Движения, включенные в программу праздника должны
быть хорошо знакомы детям и проводиться так чтобы было весело и
интересно зрителям и исполнителям. Подвижные игры подбираются с
элементами соревнования и должны соответствовать содержанию праздника.
В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений
с отдыхом.
В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники,
содержанием которых являются одни упражнения.
16
В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных
групп, а также дети разных возрастов. Чтобы дети не переутомлялись, нужно
дозировать упражнения (с учетом особенностей каждого возраста) и не
превышать установленные нормы длительности праздника (не более 50мин.)
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА РАБОТЫ.
1.1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Я работаю воспитателем в детском саду. В своей работе стремлюсь
выполнять главную и самую важную задачу, которую ставит перед
воспитателем правительстве и общество- это сохранение жизни и здоровья
детей. Конечно, говоря о здоровье, хочется отметить, что с каждым годом
идёт снижение детей первой группы здоровья, а вот часто болеющих,
ослабленных детей становится больше. Связано это с плохой экологией,
некачественными продуктами, чрезмерным употреблением лекарств. Как ни
странно, есть вина и на прогрессе. Наша жизнь стала более комфортной,
удобной. Трудную, тяжёлую работу выполняют машины, освобождается
много времени, которое, к сожалению, мы тратим, сидя за телевизором или
компьютером. Что тоже не добавляет нам здоровья : развивается
гиподинамия, появляется лишний вес, повышенное давление и др., поэтому в
своей работе я стремлюсь прививать детям желание больше двигаться.
заниматься физкультурой и спортом и получать от этого удовольствие.
День в детском саду начинается с зарядки. Взрослые знают, как тяжело
сформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует
помнить, что для достижения положительного результата необходимо, чтобы
ребёнок хорошо выспался, чтобы в комнате не было холодно, а упражнения
были знакомыми, ранее изученными.
Для улучшения эмоционального состояния зарядку рекомендуется делать с
музыкальным сопровождением или использовать рифмованные фразы :
ХОДЬБА НА НОСКАХ- «мы на пальчиках идём, прямо голову несём» :
ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЁД- «зайка прыг,
зайка скок, зайка серенький хвосток». С малышами я провожу сюжетные
зарядки. Один комплекс на пять дней. Ребята то зайчики и белочки; TO
котята, у которых лапки-царапки; то самолётики, заводящие моторчики.
Знакомые сюжеты позволяют детям выполнять движения более правильно и
чётко.
17
A на сонных личиках появляются весёлые улыбки, загораются глазки-
огоньки, значит цель зарядки достигнута: малыши не только проснулись, но
и зарядились хорошим настроением на целый день.
Для занятий физкультурой необходимо соблюдать санитарно-
гигиенические правила: хорошо проветрить помещение, перед каждым
занятием проводить влажную уборку, дети в спортивной форме и обуви.
В водной части занятия целесообразно включать ОРТОПЕДИЧЕСКУЮ
ГИМНАСТИКУ, в неё входят различные виды ходьбы: на пятках, на носках,
на внешних и внутренних сторонах стопы, «перекаты». Эти упражнения |
нужно включать в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, а
также в качестве домашних упражнений. Ведь стопа ребёнка формируется до
пятилетнего возраста, и задача педагогов и родителей предотвратить
развитие плоскостопия у ребёнка. Одновременно происходит формирование
правильной осанки, так как при ходьбе даётся установка на то, чтобы дети
держали спину прямо, голова приподнята, локти разведены в стороны. При
этом стараюсь пояснять детям с какой целью мы это делаем: чтобы бала
ровная спина, правильная осанка, красивая походка.
Для малышей всегда хочется разнообразить одинаковые занятия или
упражнения, для этого я приготовила специальные карточки, в которых
каждое упражнение сопровождается художественным словом и объединяется
одним сюжетом.
Например: «В гости к солнышку» (2 мл. гр, «К бабушке во двор» (2 мл. гр,
«Бабочки» (2 мл. rp., «Ах, качи-качи» (ср. rp.) и другие. Дети к таким
занятиям проявляют большую заинтересованность, улучшается качество
выполнения упражнений, так как дети подражают знакомым образам. Ещё
мне нравиться проводить разминку по сказкам. Я объявляю детям, что
сегодня мы играем в сказку, например, «Теремок» и выполняем движения
персонажей, которые появляются по ходу сюжета сказки: «Бежим на
носочках, как мышка-норушка; прыгаем с приседанием, как лягушка-
квакушка». У детей повышается интерес к выполнению заданий, развивается
фантазия; двигательная память. Коллективное выполнение таких творческих
заданий даёт ребёнку раскрыть свои способности, не чувствовать стеснения и
скованности. Очень важно, в такие моменты ребёнка похвалить, подбодрить,
и, ни в коем случае, не критиковать.
18
После общеразвивающих упражнений я провожу МАССАЖ
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК и ДЫХАТЕЛЬНУЮ
ГИМНАСТИКУ. Для этого в методическом пособии «Занимательная
физкультура в детском саду». К. К. Утробиной, разработаны специальные
комплексы упражнений. Каждый комплекс рассчитан на три месяца.
Комплексы не сложные, доступные даже детям младших групп, но имеют
большое значение. Это первые элементы самопомощи своему организму.
Такие упражнения учат детей сознательно заботится о своём здоровье,
являются профилактикой простудных заболеваний и не только. Например,
дыхательное упражнение вдох через одну ноздрю, а выдох через вторую-
влияет на улучшение функций мозга.
Дети, нуждаются в дополнительных нагрузках для определённых групп
мышц, поэтому на занятиях я использую «ВЕСЁЛЫЙ ТРЕНИНГ» или
«СТРЕТЧИНГ»- это специально разработанные упражнения, которые
способствуют развитию координации движений, дают нагрузку для
определённых групп мышц, связок и суставов. Мы выполняем их на
специальных ковриках, в течении 1-2 минут. На занятии выполняется только
одно упражнение, которое сопровождается стихотворением или небольшим
рассказом, стимулирующим в сознании ребёнка образ объекта подражания. Я
дополняю рассказ показом карточки с изображением схемы упражнения.
Если я занимаюсь с. детьми вне занятий, например на кружке или
индивидуальные занятия, то можно показать целую серию упражнений,
объединё нных одним сюжетом: стретчинг-сказку.
В конце занятия я провожу ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Общеизвестно, что
игра для дошкольника является средством социальной и физиологической
адаптации. Они должны быть с одной стороны подвижными, с другой-
вызывать живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Роль
ведущего сначала беру на себя, а затем, когда дети хорошо освоят правила
игры, поручаю активным детям. После игры высокой подвижности детям
необходимо успокоиться, привести дыхание в норму, поэтому вторая игра-
это игра малой подвижности. Часто я заменяю её на пальчиковые игры. Как
известно «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Японский врач
создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что
пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы
в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать
на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Провожу игру в
медленном темпе, так, чтобы все дети смогли выполнить правильно. Такие
игры необходимо включать в общение с детьми с самого раннего возраста.
19
Они концентрируют внимание, улучшают память и речь ребёнка.
После занятий физическими упражнениями или подвижными играми детям
необходимо успокоиться и расслабиться На 1-2 минуты в конце занятия
укладываю детей на пол на спинки, руки и ноги вытянуты и расслаблены,
глаза закрыты. Для большего эффекта включаем приятную медленную
мелодию или пение птиц и шум леса. Ещё можно музыкальное
сопровождение заменить небольшим рассказом о природе.
1.2 технологии, обучающие здоровому образу жизни дошкольников
Российский учёный Николай Ефименко, занимающийся проблемой
оздоровления детей, разработал программу «Возрождение», в которой
соединил ФИЗКУЛЬТУРУ И ТЕАТР. Мне эта идея тоже показалась очень
интересной. Мы вместе с ребятами попробовали поставить спортивную
сказку «Теремок», «Репку». Получилось очень интересно. Мы распределили
роли, выучили слова и отрепетировали движения. Приготовили костюмы. В
сказке участвует вся группа. Дети, одетые в костюмы персонажей
рассказывают сказку и показывают движения, остальные дети повторяют
движения. Было очень интересно, детям понравилось. Давно замечено:
ребёнок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми
действиями. И наоборот. Кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает
новые движения и действия, выполняет их с большой радостью и даже
вносит в н их элементы творчества. Если проанализировать действия
ребёнка, то можно заметить, что они складываются из однородных
движений, но выполняемых в различных комбинациях и пространственно-
временных соотношениях. Новые действия- это всегда старые хорошо
усвоенные, но выполненное с учётом новых условий чем больше ребёнок
знает разных способов движения, тем лучше умеет применять их в жизни от
этого зависит разнообразие содержание его деятельности и, следовательно,
вообще его развития. Важно искать сочетание разных пособий и движений не
допускать их однообразия. В таких условиях у детей довольно быстро
появляются переносить уже известные движения новую обстановку. В
психологии и педагогике такие умения являются важным показателем
глубокого усвоения детьми знаний, а так же необходимым этапом
формирования творческих способностей. Этот этап требует творческого
подхода в решении поставленных задач, поэтому
в течении года проводилось множество соревнований эстафет, спортивных
досугов, а так же полюбившийся дошкольникам «МУРАВЕИНИК».
20
Эта игра требует от ребят проявления не только спортивных достижений, HO
и сообразительности, ловкости и находчивости проводя эту игру необходимо
соблюдать следующие условия: перед игрой провести разминку, задания
должны быть просты и доступны для всех большое количество призов, когда
после игры дети уходят в свою группу они всегда спрашивают: «а когда мы
ещё поиграем в «МУРАВЕЙНИК»?» значит детям понравилось они хотят
заниматься спортом играть в спортивные игры
Играть и соревноваться не только малыши, но и взрослые у нас в саду очень
часто проходят спортивные праздники с участием родителей. Нам очень
приятно, когда на наши праздники приходят целые семьи. Потому что очень
важно работать в тандеме с семьёй
1.3 коррекционные технологии в ДОУ.
В нашей профессии очень важно замечать любые изменения в состоянии
здоровья детей. Когда ребёнок заболевает, это становится общей бедой.
Неокрепший ребёнок борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся ему
помочь. Это всё правильно при сложном течении болезни. Однако есть ещё
ряд моментов, на которые нужно обращать внимание. Так, очень важную
роль играют психофизиологические особенности детского организма.
Психоэмоциональное состояние играет положительную роль в
выздоровлении. Именно радость и эмоциональный подъём соответствует
потребностям растущего организма. Задача воспитателя обеспечить ребёнку
психоэмоциональный комфорт, чтобы мальчишки и девчонки получали.
удовлетворение и хорошее настроение от любого вида деятельности. В
результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и
способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному
развитию, формированию необходимых навыков, координации движений,
ловкости и меткости. Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают
организм, укрепляют иммунитет.
21
Выводы.
Внедряя комплексное сочетание традиционных программ и инновационных
технологий в систему занятий физической культурой, получили результаты:
у детей повысился интерес к занятиям физкультурой. Улучшился уровень их
физической подготовленности, развития физических качеств: мышечной
силы, ловкости, выносливости, гибкости. Получили развитие психические
качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
Повысился уровень воспитанности нравственных качеств детей,
коммуникабельности. Укрепилась костно-мышечная система дошкольников.
Положительное психоэмоциональное состояние детей на занятиях
благоприятно сказывается на здоровье каждого ребёнка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог вышесказанному, мы пришли к выводу: без движения ребёнок
не может вырасти здоровым. Движение-это предупреждение разного рода
болезней, особенно таких которые связаны с сердечнососудистой,
дыхательной, нервной системам. Движение-это эффективное лечебное
средство. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и
целенаправленно действовать.
Используя в работе с детьми различные игровые методы, новаторские идеи
можно достичь хороших результатов, а главное увлечь ребёнка, дать
возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим
телом.
Долг каждого взрослого привить ребёнку любовь к движениям
сформировать, сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их
с малых лет жить в гармонии с собой и с окружающим миром для этого
необходимо искать новые пути и технологии.
22.
Рекомендации воспитателям
1. Всю организованно-образовательную деятельность проводить в
игровой форме, создавая обстановку ожидания нового и интересного.
2. Использовать в работе с детьми презентации, ИКТ- технологии : о
строении человеческого организма, систем жизнедеятельности.
3. Включать в режимные моменты элементы самомассажа, пальчиковую
гимнастику, массаж БАТ, коррекционные игры.
4. Повышать двигательную активность детей, чередуя игры разной
интенсивности.
5. Изготовление и использование нетрадиционного оборудования в
оздоровительной работе с детьми.
6. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка при использовании
инновационных технологий в образовательной деятельности по
физической культуре.
23
Перспектива дальнейшего развития.
1. Внедрять в своей работе инновационные технологии, искать новые методы,
используя разработки ведущих учёных в этой области.
2. На общесадовом собрании представить презентацию по теме:
«Использование инновационных технологий в физкультурно-
оздоровительной работе с детьми в ДОУ».
3. Пополнить и обновить наглядные пособия для дыхательной гимнастики и
подвижных игр.
4. Провести консультацию для воспитателей : «Значение пальчиковой
гимнастики в жизни ребёнка. Методические рекомендации по проведению
пальчиковой гимнастики».
5. Подготовить детей для участия в районном фестивале ГТО.
6. Провести праздники с участием детей и родителей : «Зимние забавы» и ‘
«Апрельский розыгрыш». .
24
ЛИТЕРАТУРА.
1. Л. Ф. Тихомирова.
«упражнение на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет»
2. Е. Н. Вареник.
«Физкультурно-оздоровитетельная работа в ДОУ»
3. К. К. Утробина
«Занимательная физкультура в детском саду»
4. П. Савина
«Пальчиковая гимнастика»
5. В. А. Шишкина
«Движение + движение»
6. «Дощкольное воспитание в детском саду» 2007г. №1
Л. Жукова, Ю. Шершнёва
«Занятия с тренажёрами»
7. «Дошкольное воспитание» 2006 г. №10
Е. Сидорова
«Правильную осанку принять!»