Екатерина Ильина
«Огуречик, огуречик!» Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Построить занятие на игровых приемах русской народной игры «Догонялки» с персонажами потешки – песенки - огуречиком и мышкой. Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но с разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец - большой», «огурчик - поменьше», а «огуречик -совсем маленький».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огурец, огурчик
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
С целью развития воображения ввести во вступительную часть занятия элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец»- папа, «огурчик»- мама, «огуречик»- сынок. Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшему.
С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты. Выделить наиболее характерные внешние особенности: маленькая, покрытая серой шерсткой, длинный тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живет в норке, пищит.
Материал. Лист бумаги светло- коричневого или желтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист – это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези (на расстоянии не менее15 см; от каждого края прорези до конца листа не менее10 см). Прорези не расчленяют лист полностью, а только создают внутреннюю рамку. Под нижней прорезью снизу приклеивается за верхний уголок треугольничек – «норка» мышки.
Персонажи – огурец, огурчик, огуречик - выполняются из зеленой яркой бумаги. Экспозицию ставят на стол перед детьми, сидящими полукругом.
Ход занятия.
Воспитатель рассказывает детям сказку об Огуречике, получающим наставление от родителей. Детей знакомят со всеми персонажами и вводят в игровую ситуацию.
Часть первая. Воспитатель. Жил-был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (воспитатель показывает детям огуречик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сына. (Дети знакомятся с огуречной семьей).
Воспитатель. Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков.
Вторая часть. Воспитатель. В другом конце грядки жила мышка. Вот она! Посмотрите, какая мышка маленькая. А какой у нее длинный хвостик. Она юркая. Быстро бегает, живет в норке.
Часть третья. Воспитатель. Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
(потом мама говорила, текст повторяется).
Часть четвертая. Воспитатель (обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.
Часть пятая. Введение игрового приема «Догонялки».
Воспитатель. Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, во т - вот схватит. Она то забегает вперед, то отстает. так как жертва ее, Огуречик, мечется в разные стороны.) Еле- еле убежал Огуречик.
Часть шестая. Воспитатель. Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет. Ребята, а может попросим Огуречика «не ходить на тот конечик». Олечка, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Саша попросит? (Педагог побуждает детей повторить самостоятельно весь текст). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть. Где мышка живет.
Часть седьмая. Заключение.
Воспитатель. И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику : «Огуречик, огуречик…»(повторяется вся потешка).