Алина Авраменко
Методическое пособие «Оденем куклу в национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие
«Оденем куклу в национальный костюм»
Авраменко Алина Миколаевна,
воспитатель, МАДОУ «Каменно-Ключевской детский сад».
Прокопьевский муниципальный округ
Данное методическое пособие представляет опыт использования дидактической куклы при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Прокопьевского муниципального округа. Разработка содержит описание дидактического пособия «Оденем куклу в национальный костюм» и способы его использования. Может быть использовано воспитателями, педагогами ДОУ, родителями (законными представителями) в семейном воспитании.
Публикация «Методическое пособие „Оденем куклу в национальный костюм“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одеваем кукол. Куклы с одеждой
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Оглавление
Введение…4
Актуальность…7
Картотека дидактических игр….9
Заключение….14
Список литературы…15
Введение
Наш Прокопьевский муниципальный округ является многонациональным. В большинстве здесь проживают русские, татары, чуваши, шорцы, телеуты, украинцы. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в традициях народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Также дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту. Детство неотделимо от игры.
Игра – это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Кукла в игре наиболее значима для ребенка, как игрушка, как образ человека, несущий в себе характерные особенности человека вообще, особенности пола, и этнокультурные особенности. С ними можно поиграть, использовать в играх-драматизациях.
Поэтому работа по ознакомлению детей с национальной культурой других народов нашего округа, с их традициями, костюмом через куклы, является идеальным решением данной проблемы. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории народов.
Содержание дидактического материала данного пособия соответствует основной образовательной программе МАДОУ «Каменно-Ключевской детский сад».
Пособие отвечает требованиям ФГОС ДОО к предметно-развивающей среде:
– информативно;
– способствует развитию творчества, воображения;
– пригодно к использованию одновременно группой;
– обладает дидактическими свойствами;
– его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Пособие предназначено для развития детей старшего дошкольного возраста. Его можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей, в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал.
Описание дидактического пособия :
материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения;
кукла из плотного фоамирана: девочка;
набор предметов национальных костюмов (русский, татарский, чувашский, телеутский, шорский, украинский).
Пособие привлекает детей яркостью, многофункциональностью, простое в использовании, разнообразием содержания. Данное пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-творческое развитие».
Цель: способствование развитию интереса дошкольников к национальной культуре народов, проживающих на территории Прокопьевского муниципального округа, через создание плоскостной куклы и набора предметов национальных костюмов.
Задачи:
1. Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о народах, живущих в Прокопьевском муниципальном округе.
2. Развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать любовь к родному краю, традициям народа проживающего на территории Прокопьевского муниципального округа.
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Любовь к своему поселку, чувство восхищения родным краем – это первые шаги на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты к структуре образовательной программы дошкольного образования ориентируют на необходимость реализации национально–регионального компонента дошкольного образования. В МАДОУ «Каменно-Ключевской детский сад» данный компонент реализуется уже давно, используются разнообразные формы работы (беседы, чтение литературы, экскурсии в музеи и т. п.). Однако результаты мониторинга показали низкий уровень мотивации и познавательной активности детей при ознакомлении с краеведческим материалом. Возникла необходимость поиска наиболее эффективных, адекватных дошкольному возрасту форм работы в данном направлении. Работая над обогащением предметно–пространственной среды собственной группы, возникла идея создания рукотворной куклы для ознакомления детей с русским сибирским костюмом. Так в группе появилась кукла, которая вызвала познавательный интерес у детей, родителей. Получив такую обратную связь, появилась необходимость продолжить творческую исследовательскую деятельность в данном направлении. Появился замысел создания кукол разных национальностей живущих в Прокопьевском муниципальном округе. В дальнейшем дети стали использовать куклы для сюжетных игр, актуализируя в играх полученные ранее сведения о традициях и образе жизни народов Прокопьевского муниципального округа. Так кукла стала субъектом образовательного процесса, «проводником» в мир детства, благодаря которому решаются множество образовательных задач, в том числе и задачи по формированию у дошкольников основ гражданственности и патриотизма. Кроме того, данное методическое пособие позволяет эффективно реализовывать новые современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ. Куклы в различных национальных костюмах существовали всегда. Новизна данного дидактического пособия заключается в том, что куклы созданы по национальностям именно Прокопьевского муниципального округа.
Педагогическая ценность дидактического пособия состоит в том, что пособие задает игровой формат образовательной деятельности. Способствует формированию чувства уважения к народам родного края, их традициям, а также воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине. Знакомит с национальным костюмом, совершенствует развивающую предметно-пространственную среду в дошкольной организации.
Образовательная деятельность, организуемая с данным дидактическим пособием, обеспечивает эффективную реализацию принципа интеграции, так как одновременно решаются задачи разных образовательных областей («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-творческое развитие»).
Картотека дидактических игр
Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»
Цель: приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории Прокопьевского муниципального округа.
Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры. В игре одновременно могут учувствовать от 2 до 5 человек. Воспитатель предлагает детям рассмотреть национальные костюмы. Предложить одеть кукол в разные национальные (русский народный, татарский, шорский и т. д.) костюмы, закрепляя название элементов одежды. Предложить найти сходство и отличие между костюмами.
Игра «Подбери головной убор к костюму»
Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к народным костюмам.
Ход игры. В игре могут учувствовать от 2 до 6 детей. Детям предлагается рассмотреть национальный костюм, отмечая его особенности формы, цветовой гаммы, и подобрать соответствующий головной убор к национальному костюму.
Игра «Что как называется»
Цель: закрепить представление детей о предметах народного костюма.
Ход игры. В игре могут участвовать от 2-5 человек. Рассмотреть с детьми национальные костюмы (русский, татарский, чувашский, шорский, телеутский, украинский). Предложить детям одеть куклу в народный костюм и назвать предметы одежды.
Игра «Найди названный предмет»
Цель: побуждать детей к нахождению предмета по описанию, расширять знания о национальном костюме.
Ход игры. Отгадывание.
Воспитатель показывает детям и предлагает рассмотреть картинки с изображением национальной одежды, посуды, народных игрушек. Затем обращает их внимание на картинки с изображением предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов для труда, разложенные на столе; просит внимательно рассмотреть их, вспомнить, для чего нужны человеку изображенные предметы, из чего они сделаны.
Педагог описывает какой-либо предмет, но не говорит, как он называется, а предлагает детям отгадать и показать этот предмет на картинках. Например: «Этот предмет сделан из ткани, он большой, синего цвета, относится к рукотворному миру, нужен человеку для того, чтобы надевать на себя» (Платье) или «Этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшой, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу». (Ножницы) После каждого правильного ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, и с помощью вопросов уточняет последовательность описания.
Игра «Какой элемент лишний?»
Цель: закреплять представление детей об основных элементах русских, татарских, шорских, телеутских, чувашских, украинских национальных костюмах.
Ход игры. Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы народного костюма. Дополнительно выставляются предметы из двух народных костюмов. Дети должны убрать лишние предметы.
Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного костюма, могут увеличиваться.
Заключение
Играя в игры, дети выполняют задания и учатся думать, развивают внимание, память, логическое мышление, зрительную память, восприятие, мелкую моторику, воображение, любознательность.
Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу по ознакомлению детей с национальной культурой народов нашего округа, с их традициями, костюмами, обычаями и историей.
Список литературы
1. Абдулатипов, Р. Г. Мой татарский народ. [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. – Москва : Классик Стиль, 2005. – 208.
2. Завьялова, М. К. Татарский костюм [Текст] / Сост. М. К. Завьялова - Казань: Издательство ЗАМАН, 1996. – 256с.
3. Матова, В. Н. Краеведение в детском саду [Текст] : учебное пособие / Сост. В. Н. Матова – Санкт-Петербург: Издательство Детство-пресс, 2013. –178с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Сост. С. И. Ожегов Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – Москва: Мир и Образование, 2012. –176 с.