Алёна Штанова
Дети любят потешки
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.
Публикация «Дети любят потешки» размещена в разделах
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь.
Или:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.
Или:
Вот собачка Жучка,
Хвостик-закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая…
Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его Ванечка.
Или:
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек, можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся.
При причесывании
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Все волосыньки вряд.
Расти коса не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Во время приема пищи
Умница Катенька, ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую, мягкую душистую.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка - за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При одевании на прогулку
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Валенки – валенки
Невелички – маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжу потуже шарф
Будем делать снежный шар,
Шар покачу, гулять хочу.
При укладывании спать
Спи, усни, дитя Сереженька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке
Спать велят.
Вот и люди спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках.
Утки – на муравушке.
Детки все по люлечкам
Спят – поспят, всему миру спать велят.
***
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь им в этом.