Людмила Лоскутова
Консультация для родителей «Одаренность любовью»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек приходит в этот мир с особым даром – даром любить. Все мы одарены любовью, как ничем другим, но реализовывать эту одаренность удается немногим. Если у пятилетнего ребенка родители обнаруживают явные математические способности, то они прикладывают максимум усилий, чтобы помочь юному математику. Но мало кто из взрослых задумывается над тем, что способность к любви, имеющуюся у каждого ребенка, тоже надо развивать. Как правило, взрослые не придают этому вопросу никакого значения, считая его несущественным. Бытует мнение, что развить умение любить нельзя, так как кому-то оно дано, а кому-то нет. На самом деле талантом любить обладают все люди, только в разной степени. Развить в себе этот талант можно, но для этого придется духовно трудиться не один десяток лет, а может быть, и всю жизнь. Некоторые считают, что развитие умения любить – это что-то искусственное и неестественное. Но неужели более естественно развивать в детях гордыню, тщеславие или зависть? В результате невнимания к вопросам любви со стороны взрослых, дети и подростки познают (как им кажется, что такое любовь, сначала при активной «помощи» телевидения, интернета, потом своих сверстников, а потом на личном опыте. Следствием является то, что для многих молодых людей само слово «любовь» ассоциируется прежде всего с интимностью, причем интимностью не всегда чистой. Но ведь любовь – это не только чувство к противоположному полу, а прежде всего – любовь к Богу, любовь к своему Отечеству, любовь к творчеству, к мирозданию, к себе, наконец. Всю историю человечества поэты, музыканты, воспевают это божественное чудо. Дать точнее определение любви, наверное, невозможно, так как нельзя познать ее умом, а можно лишь сердцем. Самый прекрасный гимн любви можем найти в библии. Эти удивительные слова сказаны Апостолом Павлом: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все переносит; любовь никогда не перестает, хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них большее». Истинная любовь живет всегда, независимо ни от чего. Независимо от достоинств и недостатков. Независимо от наших притязаний и ожиданий. Независимо от поведения и поступков других людей. Неблаговидные действия могут не нравиться, но истинная любовь не исчезает из-за них. Таким умением любить всех без исключения: богатых и нищих, здоровых и больных, калек и грешников, знаменитостей и преступников, какими бы они ни были, обладают, пожалуй, только святые. Преподобный Серафим Саровский встречал каждого, кто приходил к нему словами: «Радость моя!» Один из примеров истинной любви найдем в житии преподобного Макария. Истинная любовь должна стать для нас путеводной звездой в воспитании детей. Если нет этой любви, освещающей нашу дорогу, мы, взрослые, будем блуждать в темноте, то натыкаясь на острые скалы непонимания, то падая в пропасть отчаяния, то карабкаясь на осыпающиеся сопки отчуждения… Как часто люди, подменив истинное знание ложным, принимают свои пороки и несовершенства за достоинства, оправдывая ими свои поступки. Это, в свою очередь, относится к ревности. Следовательно, пока существует в наших отношениях ревность, раздражение, зло, и обиды, мы будем знать, что до истинной любви нам еще далеко. Также далеко, как и до настоящей любви к детям. Дети ждут от нас искренних чувств, а мы опутываем их сетью условий. Вот одна из таких сетей: «Буду любить тебя, если сделаешь уроки… Сделал? Молодец. Вот за это я тебя люблю». Дети готовы раскрыть нам свои сокровенные тайны, а мы вечно заняты «серьезными» делами. Чрезмерно занятые родители, с головой погруженные в работу или в свои проблемы, часто преувеличивают их важность и принижают значение забот и дел детей. Отключиться от дел бывает очень трудно, иногда приходится заставлять себя, отодвинув в сторону срочную работу, объяснять сынишке, почему тикают часы, или, отложив хозяйственные хлопоты, рассматривать его рисунки. Дети, узнавая мир, встречаются с чудесами и делают открытия почти каждый день. Это так же важно для них, как для нас, взрослых, завершение научного эксперимента или сдача квартального отчета. И нам надо обязательно участвовать в этой детской жизни. Иначе, спохватившись к годам 13-14, мы начнем «стучать в закрытые двери», напоминая, как «ночей из-за него не спали», требовать от ребенка отчета от жизни, тщетно пытаясь поговорить с ним «по душам». Чаще всего это оказывается поздно. Мятущаяся душа подростка с надеждой и отчаянием искала человека, которому можно раскрыться. И нашла, но только не нас. Им может оказаться сверстник, который хлопнув по плечу, скажет: «Да брось ты переживать. Пойдем, затянемся разок другой, и все проблемы забудешь». А знаете, на чем основаны действия многих религиозных сект, которых в России становиться все больше и больше? На первых встречах подростков просят вспомнить самые обидные слова, которые они слышали с детства от своих родителей. Поскольку такие слова ребенок ежедневно слушал дома десятками, то он долго перечисляет их, заливаясь слезами. Присутствующие при этом сокрушенно качают головой, и говорят: «Успокойся, это было раньше, теперь, пока ты с нами, такого не будет. Забудь о своих родителях, ведь они причинили тебе столько горя. Откажись от них и иди с нами. Мы всегда будем любить тебя». Каждый человек, каждый ребенок мечтает, чтобы его любили и ценили просто так, потому что он - это он, потому, что другого такого нет, и никогда не будет. Разве может настоящая любовь зависеть от поведения, чистой одежды, отметок в школе или немытой посуды? Поступки могут нравиться или не нравиться, а любовь…Она или есть или ее нет. Заблуждаясь сами в понятии об истинной любви, взрослые вводят в заблуждение детей. Как внимательно надо следить за своей речью, чтобы дать ребенку правильное понимание – для чего нужны дела и поступки. Например, ребенок должен понимать, что мыть посуду нужно не для того, чтобы получить деньги на мороженое, а потому, что маме нужна помощь, к тому же лениться и пребывать в праздности – грех. Пытаясь разобраться в проблеме взаимоотношений между взрослыми и детьми, были проведены исследования в детских садах и школах Петербурга, чтобы узнать мнения детей и родителей. В результате были получены любопытные выводы.
Публикация «Консультация для родителей „Одаренность любовью“» размещена в разделах
Все родители на вопрос : «Любите ли вы своего ребенка?», единодушно отвечали, что любят своих детей, удивляясь самой постановке вопроса. Затем воспитатели и учителя (очень деликатно и индивидуально) спрашивали детей: «Любят ли тебя родители?» И тут - то выяснилось, что мнения детей заметно отличаются от мнения взрослых. Оказалось, чем меньше ребенок, тем он более уверен в любви родителей. Практически все 3-4летние малыши в этом не сомневаются. 5-6летние дети в основном уверены, что их любят, но на вопрос: «Откуда ты это знаешь?», отвечают по-разному. -Конечно любят. Знаю и все. -А я сердцем чувствую. -Мама любит, а папа нет, я это точно знаю. Папа обещал мне не пить пиво, а сам пьет и пьет. -Мама меня любит не всегда, если я в садике хорошо себя веду. -Мама любит меня по выходным, когда варит мне кашу. -Они ухаживают за мной, заботятся, все мне покупают. -Папа меня любит потому что я похож на маму. А папа с мамой друг дружку сильно любят. Как видите, ответы разные. Еще сильнее они начинают отличаться с момента поступления ребенка в школу. Маленькие школьники уверены в том, что родители любят их, когда они приносят «5», а когда «2» - не любят. В подростковом возрасте многие говорят: -Когда я был маленьким, меня любили, но сейчас они меня не понимают. Более того, есть дети, ответившие, что не уверены в любви родителей и дети, уверенные в том, что их не любят. Конечно, большинство взрослых любят своих детей, но дело в том, что многие дети не чувствуют себя искренне любимыми. Не будем забывать, что дети видят суть отношений и все понимают без слов…
Список источников:
1. Лободина С. В. Способности ребенка. Как их развить? – СПб. : Издательство Диалог», 2006. – 244с.
2. Как избежать ошибок в религиозном воспитании детей. Составлено по работам протоиерея Василия Зеньковского. Сост. А. Рогозянский. СПб: Сатись, 2000. с. 86.
3. Авдеев Д. А., Невярович В. К. Нервность: ее духовные причины и проявления. Русский хронограф. М. 1999. С. 7-8.
4. Акафист «Слава Богу за все!» М. : Фонд «Благовест», 2000.