Марина Гаврюшина
Консультация «Одаренность: дар или проклятие?»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно энциклопедии, одаренность – ярко выраженные способности в одной или нескольких сферах. Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.
Основой одаренности принято считать врожденные задатки. Но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, талант и гениальность.
Публикация «Консультация „Одаренность: дар или проклятие?“» размещена в разделах
Логично, что ребенок, обладающий одаренностью в любой области, представляет ценность для общества. Одаренность рассматривается обществом как синоним таланта или степень его выраженности. Детям, одаренным в науке, легче дается обучение, они с легкостью осваивают новый материал.
Личность одаренного человека зачастую неконформна, одаренный человек не может и не хочет приспосабливаться к реалиям жизни. Для творчески одаренных личностей это невозможно физиологически.
Одаренные дети – это особенные дети, не вписывающиеся в общепринятые рамки. Они требуют повышенного внимания, заставляют их заметить, из – за этого даренным людям крайне сложно адаптироваться в обществе. Общество не принимает одаренных людей, так как они либо пытаются отстоять свою позицию свою точку зрения, живо интересуются всем происходящим, что не всегда вписывается в общепринятые рамки, либо очень углублены в себя. В связи со своей «необычностью» одаренные люди могут вызывать насмешки или наоборот, чувство жалости и сострадания. Одарённые люди не обращают внимание на веяние моды, могут быть не очень опрятно одетыми, могут забывать о каких-то элементарных гигиенических моментах.
Важную роль в жизни одаренных людей играют родители. Если родители поддерживают талант ребенка, подпитывают его с помощью новых знаний, новых умений, то ребёнок не затухает в эмоциональном плане. Если же родители, как и все общество считает своего ребёнка «с чудинкой», то талант ребенка, его умственные способности могут затухнуть. Стрессовое состояние так же заставляет способности ребёнка ограничиваться. Каждый член общества, будь то родители, педагоги, коллеги, одноклассники и т. д. могут создавать проблематичные ситуации в развитии одарённой личности.
К сожалению, в современном обществе очень много зависит от материального положения семьи ребёнка. Смогут ли родители оплатить специализированные занятия, курсы, поддержать творческие инициативы своего ребенка? Станут ли заниматься с ним и развивать заложенные природой способности? Родители, педагоги могут признать уникальность, одаренность и принять ее или же потерять талантливого ребенка и члена общества.
Нередко одарённый ребенок может игнорировать «ненужные» по его мнению предметы и развиваться в том, что ему более интересно. Это приводит к конфликту с учителями. Педагоги могут воспринимать такого ребёнка как проблемного, «не комфортного» для учёбы. Ребёнок теряет интерес к школе, начинает испытывать неприязнь к учебным занятиям, проявлять нетерпимость и т. д.
Можно сказать, что возможности одарённых детей ограничиваются уровнем знаний и способами взаимодействия с ними взрослого наставника, воспитателя, педагога. А также уровнем и правилами школы, в которой обучается ребёнок.
Одарённые дети сталкиваются и с проблемами социализации. Будучи нестандартными, неординарными личностями они часто испытывают трудности в общении с ровесниками. Им сложно завести друзей - сверстники не дотягивают до их уровня и с ними скучно, старшие ребята не воспринимают серьёзно. Часто ребёнок с выдающимися способностями может стать так называемой «белой вороной» в обществе. Зная больше окружающих, он вступает в спор, доказывая свою правоту, не идёт на компромисс и старается командовать сверстниками. Пребывая в частых конфликтах с ровесниками, такой ребёнок может стать вялым, депрессивным или, наоборот начать проявлять защитную агрессию и совершать асоциальные поступки. Таких детей даже называют «инвалидами общения».
В классе у моего сына есть ребенок, которого общество считает одаренным. В первый класс он пришел полностью подготовленным к обучению в школе. С четырех лет он бегло читал книги, не просто художественную литературу, а различные энциклопедии, справочники. В первом классе им восхищался весь класс. Дети называли его самым умным. Он не только лихо отвечал на все вопросы учителя, адресованные ему, но и перебивал ответы других детей. На уроках он мог выйти с книгой к доске и начать рассказывать про то, что он в этой книге прочитал, не важно, какой идёт урок. На уроке математики он рассказывал про минералы. На уроке русского языка про морских обитателей. Дети были очарованы. Но очарование им продолжалось первые несколько месяцев. Потом детей начала раздражать его манера перебивать их выступление. Детей не устраивал тот факт, что новую пройденную тему они не могли понять именно из-за того, что этот мальчик постоянно перебивал учителя и большую часть урока учитель тратит на то, что успокаивает этого ребенка.
Сейчас дети учатся в третьем классе. При том, что мальчик достаточно коммуникабелен, его откровенно недолюбливают. С ним не хотят дружить, его не зовут гулять после школы. Он не стал изгоем, но и не смог завести дружеские отношения с кем – то из детей.
Те, кого общество считает гениями, обычно воспринимают свою одаренность как проклятие. В личной жизни одарённые люди не очень успешны, потому что целиком и полностью отдают себя науке или творчеству, поэтому всю тяжесть одаренности они несут в одиночестве.
Нередко одаренные люди пытаются приспособится к окружающей среде, принять общепринятые взгляды на жизнь, но, как правило, это заканчивается трагедией – алкоголизмом, наркоманией, самоубийством.