Александра Русяева
Обучение рассказыванию с использованием картин-матриц и раздаточного материала из фетра «Любимые мультфильмы»
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает ребенку войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.
От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Публикация «Обучение рассказыванию с использованием картин-матриц и раздаточного материала из фетра „Любимые мультфильмы“» размещена в разделах
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2019
У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
Для развития связной речи детей мы пересказываем небольшие тексты, сказки, составляем рассказы по серии картин, по сюжетной картине. Работе с картинами-матрицами мы решили уделить большее внимание.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
При работе с картинами матрицами, дети активно расширяют словарный запас, учатся понимать структуру своего рассказа, умеют выделить главное (тему, дети преодолевают стеснительность и становятся более общительными.
Первая картина-матрица была ориентирована на сказки.
Книжка-домик, в ней спрятались герои русских народных сказок "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба" и другие. Все персонажи сшиты по принципу пальчиковых игрушек. Дети могут показать уже знакомую им сказку или придумать свою. Постепенно шьем новых героев. Книга подойдет для детей разного возраста. Мы начали знакомиться с ней со 2 младшей группы. Эта книга развивает творческие способности, воображение, логическое мышление и, конечно, способствует развитию речи наших детей (пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи). К тому же, такая книга помогла в адаптации детей. Идея книги взята из интернета.
Потом мы обратили внимание, что дети приносят в детский сад игрушки из любимых мультфильмов и играют ими. Тогда и пришла в голову идея сделать картину матрицу на основе любимых мультфильмов. Герои выбраны не случайно. Мы опросили детей, какие мультики они смотрят и выделили 3 лидеров: Лунтик, Маша и медведь, Три кота.
Мы сшили основу, саму картину, и героев мультфильмов, дополнительные необходимые атрибуты. Все на картине подвижно : можно рыбачить (магнитная рыбалка, собрать ягоды, урожай фруктов и овощей, качаться на качели, играть мячом.
Для изготовления картин матриц был использован такой материал как фетр.
Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал. Предметы из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в деятельность. Изделия из фетра легко можно почистить, продезинфицировать, они удобны в хранении. Можно воплотить практическую любую фантазию.
Используя такую картину-матрицу, дети могут играть вдвоем, например, обыграть знакомую ситуацию из мультфильма, либо придумать свою историю. Также ребенок может действовать один. В обоих случаях нужна работа педагога: помочь в выборе сюжета, связного его изложения и завершения, контроль речи детей в процессе составления рассказа.
Работая с такой картиной, уже можем сделать определенные выводы: повысился интерес детей к чтению книг, расширился словарный запас, дети используют в речи более сложные предложения, сюжеты рассказов становятся более разнообразными.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что технология работы с картинами-матрицами эффективна.