Светлана Александровна Короткова
Обучение старших дошкольников способам словообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической.
Формирование грамматической стороны речи ребёнка -
постоянный непрерывный процесс. Это соответствует
психофизиологическим основам развития грамматического строя
детской речи. Практика речевого общения - важнейшее условие
формирования грамматических навыков.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного,
Публикация «Обучение старших дошкольников способам словообразования» размещена в разделах
эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сензитивный период развития.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя
речи является овладение ребёнком закономерностями языка,
языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в
речевые действия.
Исследования, посвящённые проблеме словообразования в
дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию
как развивающее, обеспечивающее формирование собственно
языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не
как нацеливание на коррекцию ошибок.
Проблема обучения грамматическим нормам родного языка
актуальна. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева, С. Л.
Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г.
Арушановой и других.
Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникова, М. И. Поповой, А.
В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития
грамматического строя речи у детей.
Использование различных методов обучения детей 5-6 лет
словообразованию способствует развитию мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и др., помогает детям
полнее и глубже понять предлагаемый материал. Усвоение способов
словообразования повышает уровень общего развития детей,
способствует развитию речевых навыков.
В процессе овладения родным языком ребенок и без
специального обучения, практически, на основе чувства языка,
усваивает некоторые закономерности словообразования, о чем
свидетельствуют многочисленные и характерные для детской речи
факты словотворчества.
Таким образом, специальное формирование
словообразовательных знаний и умений нужно включать в обучение
дошкольников родному языку в детском саду.
Усвоение детьми словообразовательных знаний и умений,
овладение элементами словообразовательного анализа способствует
включению в активный словарь детей новых производных
(мотивированных) слов, расширяет возможности выбора слов в
целях более точного, более выразительного языкового оформления
мысли, нестроения развернутого высказывания, связной
монологической речи.